Способы формирования компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местного самоуправления как института государственного устройства, и способы формирования компетенции.
Задачи:
- сформулировать понятие и сущность местного самоуправления;
- определить цели и задачи органов местного самоуправления
- обоснование понятия и структуры компетенции местного самоуправления
- проанализировать разграничение компетенции органов местного самоуправления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..….3
1.Понятие и сущность местного самоуправления………………………………………5
1.1. Цель и задачи местного самоуправления…………………………………………...7
1. 2. Функции местного самоуправления как социального института……………….10
2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления…………………….12
2.1.Разграничение компетенции органов местного самоуправления………………...14
2.2. принципы определения компетенции органов местного самоуправления……...17
3. Способы формирования компетенции местного самоуправления………………...19
3.1. Предметы ведения органов местного самоуправления…………………………..21
3.2. Полномочия органов местного самоуправления…………………………….…....24
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Пунктом 2 статьи 132  Конституции  Российской  Федерации предусматривается  возможность  наделения  органов  местного  самоуправления отдельными государственными полномочиями  с  передачей  необходимых  для  их осуществления  материальных  и  финансовых  средств.  Реализация  переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение  полномочиями  может  осуществляться   двумя  способами:

   1.  Передача  -  способ   регулирования   полномочий   органа   местного  самоуправления, при котором какое-либо  полномочие  государственного  органа исключается из его компетенции и включается в  компетенцию  органа  местного самоуправления.

   2.   Делегирование   -   предоставление   государственным    органом принадлежащего  ему   права  решения  какого-либо  вопроса  органам  местного самоуправления  на  один  раз,   на   определенный   срок   или   бессрочно.

 

3.1. Предметы ведения  органов местного самоуправления

Предметы ведения местного   самоуправления   - это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления,    решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.39

Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие  группы40:

1) вопросы местного  значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом  муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.41

К вопросам местного значения относятся:

1) нормотворчество: принятие  и изменение уставов муниципальных  образований, контроль за их соблюдением;

2) финансово – экономическая   сфера,  владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

3) использование и охрана земли  и других природных ресурсов: контроль за использованием земель  на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

4) строительство,   транспорт  и  связь:   регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;

5) жилищно-коммунальное хозяйство,  бытовое и торговое обслуживание  населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6)социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

7) охрана общественного порядка:  организация и содержание муниципальных  органов общественного порядка,  осуществление контроля за их  деятельностью; обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Данный перечень предметов  ведения местного самоуправления не является исчерпывающим. Муниципальные  образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.42

Вторым составным элементом предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные  полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом. Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.43 Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: соответствующие государственные органы вправе давать указания органам местного самоуправления по существу переданных полномочий, органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти, и несут перед ними ответственность. Статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

 

3.2. Полномочия  органов местного самоуправления

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

Настоящий Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.44

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.45

В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава  муниципального образования и  внесение в него изменений  и дополнений, издание муниципальных  правовых актов;

2) установление официальных  символов муниципального образования;

3)создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов  на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если  иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и  материально-техническое обеспечение  подготовки и проведения муниципальных  выборов, местного референдума,  голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация  выполнения планов и программ  комплексного социально-экономического  развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного  средства массовой информации  для опубликования муниципальных  правовых актов, иной официальной  информации;

8) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  в соответствии с федеральными  законами;

9) иными полномочиями  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, уставами  муниципальных образований.

Полномочия органов  местного самоуправления, установленные  настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.46 Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями  Российской Федерации осуществляется  федеральными законами, отдельными  государственными полномочиями  субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

3. Отдельные государственные  полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного  самоуправления могут наделяться  отдельными государственными полномочиями  на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют  определенный срок действия, на  срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон,  закон субъекта Российской Федерации,  предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование  муниципального образования, органы  местного самоуправления которого  наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета  нормативов для определения общего  объема субвенций, предоставляемых  местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих  передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности  органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления  органами государственной власти  контроля за осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок  прекращения осуществления органами  местного самоуправления переданных  им отдельных государственных  полномочий.

В статье 20 рассматривается  осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1. По вопросам осуществления  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Информация о работе Способы формирования компетенции местного самоуправления