Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 10:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ существующих систем организации местного самоуправления в зарубежных странах.
Задачи курсовой:
- рассмотреть правовые основы организации местного самоуправления в зарубежных странах,
-рассмотреть основные системы организации местного самоуправления за рубежом,
-рассмотреть особенности административно-территориального деления в рамках местного самоуправления зарубежных стран
Введение 3
Глава 1. Правовые основы организации местного самоуправления за рубежом 5
1.1. Понятие местного самоуправления. Местные органы власти в системе публичного управления 5
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран 15
Глава 2. Сравнение муниципальных систем крупнейших зарубежных стран 20
2.1. Особенности административно-территориального деления 20
2.2. Структура и формы органов местного самоуправления 27
2.3. Компетенция местных органов самоуправления 32
2.5. Финансовые основы местного самоуправления 42
2.6. Местные исполнительные органы 43
Заключение 46
Список литературы 49
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовые основы организации местного самоуправления за рубежом 5
1.1. Понятие местного
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран 15
Глава 2. Сравнение муниципальных систем крупнейших зарубежных стран 20
2.1. Особенности административно-
2.2. Структура и формы
органов местного
2.3. Компетенция местных органов самоуправления 32
2.5. Финансовые основы местного самоуправления 42
2.6. Местные исполнительные органы 43
Заключение 46
Список литературы 49
Введение
Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Курсовая работа посвящена зарубежному опыту местного самоуправления.
Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая "цена ошибки" все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что "коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности
Цель данной курсовой работы – анализ существующих систем организации местного самоуправления в зарубежных странах.
Задачи курсовой:
- рассмотреть правовые основы организации местного самоуправления в зарубежных странах,
-рассмотреть основные системы организации местного самоуправления за рубежом,
-рассмотреть особенности
административно-
- осуществить сравнительный
анализ структуры о формы
- описать полномочия местных
органов самоуправления в
- рассмотреть финансовые
основы местного
Объектом исследования курсовой являются правовые, организационно-экономические отношения по вопросам организации местной власти в зарубежных странах.
Предметом исследования курсовой работы являются системы местного самоуправления зарубежных стран.
Степень изученности данной темы курсовой работы достаточно высокая. Вопросы организации местного самоуправления освещены в монографиях, учебных пособиях и научных статьях следующих авторов: В.Чиркин, Ю.Васютина, Н Емельянова, Н Медведевой, В.Ачкасова, О Бурковой, М Чудакова и других.
Курсовая работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовые основы организации местного самоуправления за рубежом
1.1 Понятие
местного самоуправления. Местные
органы власти в системе
"Органы местного
Полномочия местных органов, как правило, закрепляются в специальных нормативных актах. Ряд зарубежных конституций содержат либо главы, либо отдельные статьи, посвященные местному самоуправлению. Как правило, такие главы невелики по объему и содержат отсылки к текущему законодательству. Так, например, Конституция Японии содержит главу 8 "Местное самоуправление". Эта глава включает всего четыре статьи (ст. 92–95). Она включает лишь основные принципы и положения, касающиеся местного самоуправления. В ней говорится, что в стране имеются такие органы и работа их устанавливается законом, главные должностные лица органов публичной власти избираются населением, местные органы имеют право управлять своим имуществом. Специальный закон, применяемый в отношении какого-то конкретного местного органа, может быть издан парламентом не иначе как с согласия большинства избирателей, проживающих на территории данного местного органа. Это, кстати, довольно своеобразное положение: парламент – общегосударственный орган – должен учитывать мнение жителей конкретной местности, если закон касается их интересов.
Конституция Италии включает
раздел 5 "Области, провинции и коммуны".
Этот раздел посвящен в основном регулированию
правового статуса областей. Статус областей
в Италии достаточно специфичен. Область
– это крупный регион, области в Италии
бывают с автономным статусом и с обычным
статусом. Указанная единица не совсем
подходит под понятие "местной" административно-
Управление местными делами
в демократических странах может осуществляться
как посредством назначенных центральной
властью органов и должностных лиц государственной
администрации на местах, выступающих
в качестве периферийного звена государственного
аппарата, так и через представительные
и исполнительные органы, избираемые непосредственно
населением административно-
В современном виде системы местных органов власти в развитых демократических странах Европы и Америки сложились в основном в результате муниципальных реформ XVIII-XIX и XX веков. Исторически становление местного управления в его современном виде было связано с процессами перехода от сословного общества к индустриальному. Оплотом нарождавшейся буржуазии явились малые и большие города, требовавшие все большей самостоятельности в управлении местными делами, свободы городского самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных органов государственной власти. С середины XIX века подобного рода управление на местах стало именоваться – в некоторых странах – местным самоуправлением, что отражало определенные реалии того времени.
В тот период исторического развития общества считалось, что местные представительные органы являются своеобразной четвертой властью, связанной законом и судебным контролем, но не подчиненной правительству и его органам в центре и на местах.
По мере становления современного государства, развития центростремительных тенденций в области государственного управления, усиления правового регулирования деятельности местных органов и все большего переплетения полномочий муниципалитетов и центральных ведомств в результате расширения социальных функций государства, происходит пересмотр принципов связей муниципалитетов с органами государственного аппарата, а также постепенное превращение местного самоуправления в разновидность специфической исполнительной деятельности, осуществляемой в рамках общей государственной политики.
Становление и развитие государства благосостояния (welfare state), расширение набора услуг, представляемых государством своим гражданам, оказало в целом двойственное влияние на деятельность местного управления. С одной стороны, повысилась роль местных органов в реализации правительственной политики на местах, в предоставлении услуг населению, это в свою очередь стимулировало заинтересованность государства в эффективности функционирования местного управления. С другой стороны, усилилась интеграция местных органов в государственный механизм, что в значительной степени привело к потере многими из них своей былой самостоятельности. Как справедливо писал Г.В.Барабашев, эволюция местного управления многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными интересами и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министерств, что окончательно оттеснило элементы местного самоуправления в муниципальной организации к деятельности на второй план.
Изменившаяся ситуация заставила центр искать новые пути влияния на местные органы с целью подчинения их деятельности решению прежде всего общегосударственных задач (или же тех местных задач, которые имеют общенациональное значение). Как отмечает германский исследователь, чем полнее втягиваются местные территориальные единицы в осуществление конституционно-правовых принципов социальной государственности, тем больше они вынуждены абстрагироваться от местных особенностей и следовать целям всей страны, принципам государственной политики. Он подчеркивает, что в современной Германии (как и в других развитых странах) судьба местных органов во многом зависит от поддержки государства. Неразрывно связанные с налоговой и финансовой системой государства, они скорее являются частью единого целого, чем независимыми территориальными единицами, и возможность что-либо предпринять на муниципальном уровне больше зависит от общей ситуации в государстве, чем от специфических местных обстоятельств. Другой немецкий автор отмечает, что общины являются... не только основой государства, но и его членами, то есть они интегрированы в общую систему государственной власти. Они осуществляют свою власть как часть государства и по его полномочиям.
Таким образом, на протяжении ХХ столетия местные органы власти переходят от противопоставления местных органов, местных интересов, местного управления государственным к их постепенной интеграции в общеуправленческий механизм, деятельность которого направлена на комплексное решение задач, стоящих перед обществом в целом. Однако этот интегрированный механизм не является государственным механизмом в его традиционном понимании. В континентальной Европе, под влиянием политико-правовых учений эпохи Реформации и Просвещения, государство воспринималось как единый и единственный носитель публичной власти. Позже, под влиянием новых правовых теорий и опыта Великобритании и США, становится очевидной двойственная природа государства. С одной стороны, оно является носителем суверенитета, институтом, обеспечивающим его существование. В этом смысле государство действительно обладает монополией на некоторые прерогативы публичной власти, которая проявляется как в отношениях с другими государствами, так и в отношении с любыми субъектами права на территории данного государства. С другой стороны, государство является одним из субъектов публичного управления – наряду с другими субъектами, в частности – местными органами власти. Это проявляется в существовании государства, местных или региональных органов власти (или территориальных сообществ), публичных корпораций как самостоятельных юридических лиц, которые могут вступать друг с другом в договорные отношения, находиться в конфликте, решать свои споры в суде и т.д. – и которые обладают прерогативами публичной власти.
Исключением является Великобритания, где центральное государство не существует как единое юридическое лицо. Напротив, самостоятельными юридическими лицами являются центральные органы власти. Элементы такого правового дробления существуют и в других монархиях (например, в Нидерландах), однако отсутствие или условность существования государства как юридического лица отчасти компенсируется статусом Короны как безличного субъекта (у)правления.
Степень самостоятельности
местных органов власти критически оценивается
прежде всего в англосаксонских странах.
Именно здесь получила распространение
государственная теория местного управления,
в значительной мере опирающаяся на судебную
практику по муниципальным делам и спорам.
Согласно этой теории, местные органы
являются в первую очередь агентами центральных
ведомств, оказывающих услуги населению
в соответствии с общенациональными стандартами
и под общенациональным руководством.
Как подчеркивает английский исследователь
К.Дейвис, местное самоуправление – это
прежде всего управление, иными словами,
осуществление публичной власти на местном
уровне. К.Дейвис признает, что, следуя
такой логике, местные органы действуют
лишь постольку, поскольку центральное
правительство с чисто технической точки
зрения неспособно самостоятельно осуществлять
управление во всех административно-
Наконец, в Западной Европе деятельность местных органов власти все больше интегрируется в единый процесс публичного управления, объединяющий все страны Европейского Союза: местный характер интересов становится все более расплывчатым, а воздействие надгосударственного регулирования на местное управление – все более значительным.
Местное управление, вместе с тем, является, весьма специфическим элементом публичного управления, обладающим значительной самостоятельностью и своеобразием. Это объясняется тем, что местные представительные органы (советы и т.п.) выступают в роли практически единственного центра власти вне рамок национального парламента (а в федеративных государствах – и легислатур субъектов федерации) обладающих легитимностью, базирующейся на выборах, народном голосовании.
Информация о работе Сравнение муниципальных систем крупнейших зарубежных стран