Структура муниципального правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности - местное самоуправление, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.

Содержание работы

Введение – стр. 2
Система муниципального права – стр. 3-5
Функции местного самоуправления – стр. 5-6
Принципы муниципального права – стр. 7-8
Структура муниципального правоотношения – стр. 9-10
Список используемой литературы – стр. 11

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение – стр. 2

Система муниципального права – стр. 3-5

Функции местного самоуправления – стр. 5-6

Принципы  муниципального права – стр. 7-8

Структура муниципального правоотношения – стр. 9-10

Список используемой литературы – стр. 11

Контрольные вопросы – стр. 12-13

Тесты –  стр. 14-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации  закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ  конституционного строя, как самостоятельную  форму осуществления народом  принадлежащей ему власти. Поэтому  Конституция выделяет отдельную  сферу гражданской самостоятельности  и активности - местное самоуправление, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.

Однако это не означает, что государство  может полностью отстраниться от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.

Суть местного самоуправления - в  праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность  решать вопросы местного значения. Муниципальное право регулирует отношения, возникающие в процессе реализации, во-первых, "собственных" полномочий местного самоуправления (т.е. тех, которые необходимы для решения  вопросов местной жизни) и, во-вторых, - отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом  органы местного самоуправления.

Развитие местного самоуправления, принятие нового законодательства о  нем предполагает обращение к  дореволюционному опыту земского и  городского самоуправления, а также  использование лучшего опыта  зарубежного муниципализма, который, в частности, нашел свое правовое отражение в европейской Хартии местного самоуправления.

Формирование специальной отрасли  и научной дисциплины муниципального права является одним из необходимых  условий становления и развития в нашей стране эффективной системы  местного самоуправления.

 

 

 

Система муниципального права 

Муниципальное право как отрасль  права имеет свою систему, в которой  выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений  в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и  роли в регулировании муниципальных  отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и  терминов, используемых законодательством  о местном самоуправлении, таких  как местное самоуправление, муниципальное  образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма  организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием  и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы  муниципального права, относящиеся  к данной группе, закрепляют формы  непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации  местного самоуправления, основы взаимоотношений  выборных и Других органов местного самоуправления, условия и порядок  прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим  условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические  основы деятельности населения муниципальных  образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают  собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся  к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов  местного самоуправления, отношения, которые  возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в  различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы —  группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную  и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, а также  судебную и другие правовые формы  защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления — в самостоятельной и под  свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент  составляют нормы, устанавливающие  ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления. Эти нормы  определяют формы, порядок и условия  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением муниципального образования, перед государством, а также перед  физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные  части:

1) местное самоуправление в системе  народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные  и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия  местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления. Контроль  за их деятельностью.

 

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя  одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические  начала организации и осуществления  власти на местном уровне, муниципальное  самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая  самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных  интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях  наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и  эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  5. охрана общественного порядка;
  6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной  деятельности должно быть создание условий  для эффективного участия граждан  в осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям, прежде всего, относятся:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  3. материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в  осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Принципы  муниципального права

Принципы муниципального права – предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В основе местного самоуправления в  Российской Федерации лежат следующие  основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным  законодательством:

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, решают иные вопросы  местного значения. При этом решения  органов местного самоуправления могут  быть отменены лишь в судебном порядке.

Информация о работе Структура муниципального правоотношения