Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 09:54, курсовая работа
Целью работы является характеристика муниципально-правовых отношений, а также рассмотрение содержания, объектов и субъектов данных правоотношений.
В связи с этим, для изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие муниципальных правоотношений.
Рассмотреть содержание, структуру и виды муниципальных правоотношений.
Охарактеризовать субъекты и объекты данных правоотношений, сделать необходимые выводы.
Введение………………………………………..…………………………….…....3
Глава 1. Понятие муниципально-правовых отношений…..................................5
1.1 Содержание муниципально-правовых отношений……………..……7
1.2. Виды муниципально-правовых отношений..…….....…....................10
Глава 2. Структура муниципально-правовых отношений.…...........................14
2.1 Субъекты муниципально-правовых отношений……………………19
2.2 Объекты муниципально-правовых отношений……………………..25
Заключение…………………………………………………..…………………...29
Список использованной литературы…………………………………...……....31
Население. В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Законодательством субъектов Российской Федерации под населением муниципального образования понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, а также граждане Российской Федерации, временно проживающие на его территории: учащиеся и студенты, военнослужащие и члены их семей, физические лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев. 13
Следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Ранее в региональных законах о местном самоуправлении имели место отдельные попытки признавать членом муниципального образования лиц, не проживающих на территории муниципального образования, но имеющих на этой территории недвижимое имущество на праве собственности, уплачивающих налоги в местный бюджет. Фактически это означало установление имущественного ценза.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления лицам, не являющимися гражданами Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. 14
Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-правовых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные граждане.
Группы граждан. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы местного самоуправления, выступать с инициативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления.
Органы местного самоуправления. На основании статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 15
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как глава муниципального образования, представительный орган и исполнительный орган местного самоуправления.
Ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований,
органов местного самоуправления. В статье 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. 16
Органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Органы государственной власти. Так, в соответствии со статьей 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию. 17
Общественные объединения, некоммерческие организации. Общественные объединения могут участвовать в муниципальных выборах, выдвигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом
нормотворческой инициативы.
Государственные и негосударственные предприятия, учреждения
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
| Описание работы | Похожие работы
и организации. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.
Муниципальные унитарные предприятия и учреждения. В статье 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 18
Итак, субъекты – неотъемлемые участники муниципальных правоотношений, обладающие правами и обязанностями, которые закреплены в нормативно-правовых актах, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов. Данные права и обязанности имеют свою специфику и различную правовую природу, что позволяет утверждать о их неравнозначности и специфичности.
Рассмотрим объекты муниципальных правоотношений и выделим группы общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления и составляющих предмет муниципального права.
2.2 Объекты муниципальных правоотношений
Следующим, не менее важным элементом муниципальных правоотношений являются их объекты, то есть те общественные отношения, непосредственными участниками которых являются субъекты в процессе реализации своих прав, обязанностей и полномочий.
Так как, местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью. Исходя из этого, можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, составляющих предмет муниципального права и являющиеся объектами муниципальных правоотношений:
- отношения, возникающие
в процессе выбора населением
организационных форм местного
самоуправления, его структуры, формирования
органов местного
отношения, связанные
с деятельностью местного
отношения, возникающие
в процессе осуществления
отношения, связанные
с реализацией органами
Также можно предложить и другую классификацию объектов муниципальных правоотношений, по которой их можно разделить на :
отношения, возникающие к материальным ценностям (объекты муниципальной собственности, средства местного бюджета и т.д.);
отношения, возникающие
к нематериальным благам (право
гражданина обращаться с
Муниципальные правоотношения можно классифицировать в зависимости от субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:
отношения, в которых
одной из сторон выступает
муниципальное образование. К этой
группе относятся отношения, в
которых находит свое
отношения, в которых
одним из субъектов выступает
население муниципального
отношения, в которых
одной из сторон выступает
орган или должностное лицо
местного самоуправления. Данные
отношения характеризуют
Но вне зависимости от количества классификаций, в решении данного вопроса также существуют проблемы, связанные с неопределенностью норм муниципального законодательства и позволяющие достаточно четко определить круг и содержание муниципальных правоотношений.
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
| Описание работы | Похожие работы
Профессор В.В. Куликов в своей статье «Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность», помещенной в журнале «Государство и право», отмечает, что абстракно-теоретические представления о предмете местного самоуправления влекут за собой многие серьезные недостатки.19
Так, формирование материально-финансовых основ местного самоуправления полностью отнесено к ведению государства, которое должно передавать самоуправлению часть своей собственности.20 Конкретный перечень объектов определяется в соответствии с объемом полномочия муниципального образования, но возможность произвола при этом очень велика. Существуют и многие другие сложности и проблемы в организации муниципальных правоотношений, которые также нельзя оставлять без внимания.
Подводя итог и подводя логическую черту под вышесказанным, можно сделать заключение, что объекты муниципальных правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. Таким образом, объектом муниципального правоотношения является фактическое поведение его участников. При этом конкретный перечень объектов определяется в соответствии с объемом полномочий муниципального образования.
Информация о работе Структура муниципально-правовых отношений