Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
Глава 2. Особенности процесса взаимодействия государственных органов управления с местными органами самоуправления
2.1 Характеристика процесса взаимодействия государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.2 Основные проблемы во взаимодействии государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.3 Направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с местными органами власти
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ТМСГУ Курсовая.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность  системы органов государственной  власти и органов местного  самоуправления

1.2 Полномочия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления

1.3 Особенности взаимодействия  органов местного самоуправления  и органов государственной власти

Глава 2. Особенности процесса взаимодействия государственных органов управления с местными органами самоуправления

2.1 Характеристика процесса  взаимодействия  государственных органов управления с органами местного самоуправления

2.2 Основные проблемы во  взаимодействии  государственных органов управления с органами местного самоуправления

2.3 Направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с местными органами власти

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение

Базисной точкой деятельности любого государства является система  государственных органов. Вместе с  тем, важная экономическая и социально-политическая роль в системе управления России принадлежит органам местного самоуправления. Именно на органы местного самоуправления возложены наиболее сложные задачи, связанные с практическим осуществлением значительной части социально-экономических  мероприятий государства. Органы местного самоуправления не только самостоятельно обеспечивают деятельность широкого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используются в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федерального правительства и администрации регионов, что превращает местное управление в интегрированную часть всего государственного механизма. Важным показателем роли и назначения местных органов власти во всей социальной системе служит тот факт, что на этом уровне управления занята значительная масса работников муниципальных служб. Вместе с тем в процессе своей деятельности органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с органами государственной власти, и, прежде всего, с органами регионального управления, которыми в Российской Федерации являются в первую очередь органы государственной власти субъектов федерации. Иной раз достаточно трудно провести грань между органами местного самоуправления и органами регионального управления даже в теории. Тем более возникают конфликты и различного рода недоразумения в практической деятельности властных структур. Поэтому выбранная мною тема курсовой работа является весьма актуальной.

Отдельные аспекты исследуемых  в работе проблем в том или  ином виде рассматривались в трудах современных российских авторов  С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, А.В. Васильева, В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, Н.И. Глазуновой, Б.П. Елисеева, Н.А. Емельянова, В.Н. Иванова, О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, В.И. Патрушева, А.И. Попова, Н.В. Постового, В.А. Прокошина, В.И. Фадеева, И.С. Яценко и др. Среди зарубежных писателей можно выделить работы Г. Брэбана, Ж. Веделя и др.

Целью данной работы является определение условий и направлений  повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

-  рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления;

- проанализировать особенности сотрудничества государственных органов   с местными органами управления;

-  выявить проблемы во взаимодействии государственных органов с органами местного самоуправления;

- выявить направления повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектом данного исследования являются взаимоотношения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Предмет исследования - процесс  взаимодействия государственных органов с местными органами управления.

Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, объект и предмет работы.

В первой главе  рассмотрены  понятие системы органов государственного и муниципального управления, разграничение  их полномочий, особенности их взаимодействия.

Во второй главе исследования проводится анализ взаимодействия государственной власти с местными органами власти, выявляются основные проблемы и предлагаются направления совершенствования рассматриваемого взаимодействия.

В заключении подводятся итоги  и формулируются выводы по данной  работе.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

1.1 Понятие и сущность  системы органов государственной  власти и органов местного  самоуправления

Согласно Конституции  Российской Федерации, многонациональный  народ является единственным источником власти. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления Конституция РФ,1993г., ст. 3. Эти органы, в свою очередь, образуют единую систему  государственного и муниципального управления Российской Федерации и  разделены на три уровня - федеральный, региональный и местный, что обусловлено  необходимостью «рассредоточения»  центров власти с учетом многочисленности и сложности решаемых задач, величины территории России и большого разнообразия исторических, культурных и других особенностей населяющих ее народов. Каждый из названных уровней власти (и  это характерно для федеративного  государства) решает свои задачи, обладая  для этого своими полномочиями. В данной  работе нас, прежде всего, будут интересовать региональный и местный уровни власти. Рассмотрим подробнее эти понятия. Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства -- это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия. Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами. Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства. Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Конституция РФ,1993 г., ст. 10. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима. Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ, администрации субъектов РФ. Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ. Он является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти. Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, Конституциями республик, уставами других субъектов Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Органы государственной власти субъектов Федерации строят свою деятельность исходя из следующих принципов:

· государственная и территориальная  целостность РФ;

· распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

· верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

· единство системы государственной  власти;

· разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

· разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ;

· самостоятельное осуществление  органами государственной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

· самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной  власти составляют: Законодательный орган ,Исполнительный орган, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Законодательством РФ. Высшим должностным лицом региона является Губернатор области или Глава республики. Он является руководителем высшего исполнительного органа субъекта Федерации.                   Губернатор области или Глава республики представляет данный субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей данного субъекта. Он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ, обнародовать или отклонять законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа, а также участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

Высшим и единственным постоянно действующим органом  законодательной власти  региона является законодательное собрание (Дума, Хурал, Тумэн и др.) Он самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, действует в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, Уставом области, Конституцией республики и региональными законами.

Одним из важнейших направлений  развития современной российской государственности  остается оптимизация организации  деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности  деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем  местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных  положений при соблюдении и поддержании  баланса государственных и местных  интересов, т. е. общих интересов  жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный  фундамент для гражданского согласия.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» даёт такое понятие местного самоуправления: «форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций » ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Это же положение закрепляется и федеральном законе № 131-ФЗ ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 34. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах Конституция РФ, 1993 г., ст. 130. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках всего государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления Конституция РФ, 1993 г., ст. 130. Под органами местного самоуправления понимаются органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они не входят в систему органов государственной  власти Конституция РФ, 1993 г., ст. 12, поэтому  представляют собой самостоятельную  форму реализации народом своей  власти. Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными. Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств Конституция РФ, 1993 г., ст. 132. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Федерации ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. К органам местного самоуправления относятся: ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 54

1. представительный орган  муниципального образования;

2. глава муниципального  образования;

3. местная администрация  (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования);

4. контрольный орган муниципального  образования;

5. иные органы и выборные  должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального  образования и обладающие собственными  полномочиями по решению вопросов  местного значения. Наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным. Структура и наименование органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно на местном референдуме.

Информация о работе Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления