Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:28, контрольная работа
Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в статье 103 Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Также правовой статус Уполномоченного закреплен Федеральным конституционным законом от 25.12.1996г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В согласовании с его положениями Уполномоченный - назначенное Гос. Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.
1. Уполнлмоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль…………………………………………………………………..3
2.Задача №1………………………………………………………..13
3.Задача №2…………………………………………………………16
4.Список литературы………………………………………………19
Содержание
1.Уполнлмоченный по правам
2.Задача №1…………………………………………………
3.Задача №2…………………………………………………
4.Список литературы……………………………
1.Уполнлмоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль.
Россия, провозгласившая
себя правовым государством, последовала
опыту развитых демократий и закрепила
в статье 103 Конституции должность
Уполномоченного по правам человека.
Также правовой статус Уполномоченного
закреплен Федеральным
Конституционные обязательства Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина распространяются как на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права личности, так и на коллективные права коренных малочисленных народов (статья 69 Конституции Российской Федерации) и национальных меньшинств (пункт "в" статьи 71 и пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), которым в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется единая государственная защита1.
Обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возлагает на Уполномоченного.
Эффективное осуществление Уполномоченным государственной защиты прав человека обеспечивается комплексом мер по реализации им независимых контрольных функций за исполнением обязательств государства о их признании и соблюдении с использованием предоставленных ему адекватных полномочий в сфере деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и должностных лиц (коллегиальных и единоличных решений и действий (бездействия) в целях содействия в их восстановлении.
Институт Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации
не входит ни в одну из известных
ветвей власти (законодательную, исполнительную
и судебную). При назначении на должность
Парламентом РФ, что подчеркивает
его парламентскую природу, он от
него независим и не подотчетен ему,
а это свидетельствует о
Деятельность российского
1) восстановление нарушенных
2) совершенствовать
3) развивать международное
4) вести правовое просвещение по вопросам прав и свобод, форм и методов их защиты.3 Необходимо сразу отметить, что работа по указанным направлениям ведется достаточно эффективно.
Уполномоченный рассматривает значительное количество жалоб, увеличивающихся год от года, и способствует восстановлению прав граждан, осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, взаимодействует с представителями властей, правоохранительными и судебными органами, международными организациями, производит анализ законодательства выявляет в нем недостатки и устраняет их, с помощью проведения различного рода конференций, заседаний, просветительских акций, способствует повышению уровня правовой культуры правосознания. Указанные направления способствуют созданию человеколюбивой атмосферы в российском обществе.
Обязанности закреплены в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и заключаются основным образом в рассмотрении жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения либо деяния (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения либо деяния (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Для выполнения собственных обязанностей Уполномоченный наделен довольно огромным диапазоном прав: 1. Он вправе беспрепятственно посещать все органы гос. власти и местного самоуправления, компании, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм принадлежности, воинские части, публичные объединения; 2. Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, нужные для рассмотрения жалобы; 3. Получать разъяснения должностных лиц и государственных служащих; 4. Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5. Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некие остальные. В качестве гарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не быть может без согласия Гос. Думы привлечен к уголовной либо административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предвидено федеральным законом для обеспечения сохранности остальных лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Гос. Думы. Уполномоченный при осуществлении собственных возможностей независим и неподотчётен любым государственным органам и должностным лицам. Структура правового статуса Уполномоченного по правам человека подразумевает возможность внедрения в отношении Уполномоченного определенных мер юридической ответственности, также наличие ряда ограничений. Так, Уполномоченный не может являться депутатом Думы либо регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на гос. службе, заниматься иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или другой творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии либо другого объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его возможности прекращаются, и Дума назначает нового Уполномоченного. Что же касается практики, то сейчас Уполномоченный по правам человека - не самая влиятельная фигура в государстве. Материальное и финансовое обеспечение русского омбудсмена находится на очень низком уровне. Аппарат не раз подвергался реорганизации и составляет на сейчас 150 человек, а это приблизительно столько же, сколько в Польше (130 человек), где существенно меньше населения, чем в РФ. Не считая того, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Гос. Думы и депутатскими объединениями в Гос. Думе, т.е. рядовые граждане, по сути, никак не могут влиять на процесс выбора. В ст. 3 ФКЗ также указывается, что деятельность Уполномоченного дополняет имеющиеся средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Таким образом, можно сделать вывод, что, невзирая на недостаточную пока еще развитость института Уполномоченного по правам человека в РФ, само его введение - принципиальный шаг РФ на пути сотворения правового страны. |
Однако, несмотря на неоспоримые
достоинства правового
В свое время российский омбудсмен О.О. Миронов определил место и роль Уполномоченного следующим образом: «по большому счету Уполномоченный должен всегда находиться в конструктивной оппозиции к исполнительной власти, потому что выступает в роли арбитра законности, что не дает чашам правовых весов принять одну сторону...»6.
Анализ существующих определений понятия Уполномоченного по правам человека, а также законодательства о нем, позволил выделить следующие специфические признаки, отличающие его от других органов государства:
1. Уполномоченный по правам
2. Данный институт
Поскольку деятельность Уполномоченного
не замещает, а дополняет существующие
средства защиты прав и свобод граждан,
не отменяет и не влечет пересмотра
компетенции государственных
3. Деятельность Уполномоченного
по правам человека опирается
на принципы демократизма, гласности,
открытости, профессионализма, диалога
с госорганами, должностными
4. Институт Уполномоченного по
правам человека, как государственный
орган, образуется в строго
установленном государством
5. Уполномоченный по правам
6. Как орган государства он
действует в присущих ему
7. Итогом работы Уполномоченного можно считать ежегодные и специальные доклады, представляющие собой ценный информационный материал.
При рассмотрении организационно-правовых
форм деятельности Уполномоченного, опираясь
на положения и выводы, содержащиеся
в современной научной
Необходимо отметить, что перечисленные в ФКЗ права Уполномоченного корреспондируют определенные обязанности соответствующих субъектов и это очень важно, но к сожалению их еще не достаточно.
Как отмечает Н.Ю. Хаманева, «обращения омбудсмена к различным органам, должностным лицам не являются, с точки зрения права, обязательными для них. Это связано с тем, что правовые гарантии, которые обеспечивали бы рассмотрение рекомендаций омбудсмена, отсутствуют. Юридическая сила его обращений основывается не на законе, а на убедительности доводов и способности завоевать доверие государственных органов, прессы»11.
Уполномоченным может быть назначен только гражданин РФ. Законом установлен также возрастной ценз - не моложе 35 лет.
Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.12
Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственной Думе. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против (ст.7 Закона).
Согласно ст.8 Закона назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственная Дума тайным голосованием.
По вопросу о назначении на должность
Уполномоченного
Порядок назначения Уполномоченного
носит сложный характер. Ввиду
того, что претендентов на эту должность
может быть достаточно много, закон
устанавливает специальную
В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в комментируемой статье, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний ГД сразу же после назначения Уполномоченного на должность (ст.9 Закона).
В ст.10 закреплено положение, согласно которому, деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.
Полномочия Уполномоченного не прекращаются с роспуском Государственной Думы, а также с истечением ее полномочий.
Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном,
понятие Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации, можно сформулировать
следующим образом: это независимое
от каких-либо органов государства,
публичное, должностное лицо, назначаемое
Государственной Думой