Управление муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 04:11, контрольная работа

Описание работы

Право населения на местное самоуправление является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Муниципальная собственность: содержание, состав и проблемы формирования………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности ……………………….….4
1.2 Формирование муниципальной собственности ……………………..………7
Глава 2. Объекты и методы управления муниципальным имуществом……..…9
2.1 Классификация объектов муниципальной собственности………..…………9
2.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………...11
Заключение………………………………………………………….……….…..…16
Список использованной литературы……………………………………….….....17

Файлы: 1 файл

Контрольная МХ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Факультет заочный

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На  тему «Управление муниципальным имуществом»

 

по дисциплине «Муниципальное хозяйство»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                       Проверил:

студентка гр.08-ГУ шифр 090708            Доцент 
        ФИО: Загария Е.Н.                                        Рубан А.Ф.

Дата сдачи___________________                 Дата проверки____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский, 2013 г.

Содержание:

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Муниципальная собственность: содержание, состав и проблемы формирования………………………………………………………………………4 
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности ……………………….….4 
1.2 Формирование муниципальной собственности ……………………..………7 
Глава 2. Объекты и методы управления муниципальным имуществом……..…9 
2.1 Классификация объектов муниципальной собственности………..…………9

2.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………...11

Заключение………………………………………………………….……….…..…16

Список использованной литературы……………………………………….….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право населения на местное самоуправление является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Однако самостоятельность  местного самоуправления немыслима  без его финансово-экономической  основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Тема управления муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было.

Процесс её становления  продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ". Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

 

Глава 1. Муниципальная  собственность: содержание, состав и  проблемы формирования

 

1.1. Понятие  и состав муниципальной собственности

 

В настоящее время  базовым законодательным актом  федерального уровня в сфере муниципального управления является Федеральный закон  от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее − ФЗ №131), который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, экономические и другие принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. В указанном федеральном законе приводится перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности различных типов муниципальных образований. В соответствии со статьей 49 ФЗ № 131 экономическую основу МСУ составляют:

  • имущество находящееся в муниципальной собственности;
  • средства местных бюджетов;
  • имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с ГК РФ (ст. 215) муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть основными признаками муниципальной собственности признаются ее вещный состав и принадлежность к муниципальному образованию. Однако при этом не учитываются содержательная сторона муниципальной собственности, ее социальная природа.

Право муниципальной  собственности, как и право собственности  вообще, является элементом абсолютного  правоотношения. Данное право всегда принадлежит определенной общности людей, которая по отношению к  нему выступает одновременно в разных правовых качествах: и как субъект права собственности, и как обязанное лицо, поскольку не может посягать на целостность муниципальной собственности. Эти отношения необходимо учитывать при определении субъектного состава муниципальной собственности.

Согласно статье 130 Конституции  РФ основным субъектом такого права  является население муниципального образования, владеющее, пользующееся и распоряжающееся муниципальной  собственностью.

Процесс разгосударствления и приватизации, начавшийся в 1991 году, привел к формированию новой структуры собственности в РФ. В Гражданском законодательстве указываются следующие виды собственности:

  • государственная собственность РФ и субъектов РФ;
  • муниципальная собственность;
  • частная собственность;
  • другие виды собственности (например, собственность общественных организаций).

В настоящее время  процесс приватизации осуществляется в отношении отдельных объектов или пакетов акций, закрепленных в ходе массовой приватизации в государственной  или муниципальной собственности, а также продолжается процесс передачи отдельных объектов из государственной в муниципальную собственность.

Муниципалитеты принимали  и принимают самое непосредственное участие во всех процессах разгосударствления и приватизации. Органами местного самоуправления формируется пообъектный состав передаваемого на муниципальный уровень имущества, разрабатываются и согласовываются планы приватизации.

Муниципальные образования  принимают в муниципальную собственность  имущество ликвидируемых государственных предприятий, объекты социально-культурного назначения государственных и приватизированных предприятий. В муниципальную собственность могут переходить предоставляемое в счет погашения долга имущество должников местного бюджета, отдельные объекты в порядке наследования или дарения от юридических и физических лиц, а также объекты, признанные в установленном порядке бесхозяйными. Кроме того, муниципалитет может купить имущество, при условии, что в местном бюджете на это предусмотрены средства и локальным нормативно-правовым актом определен орган местного самоуправления, уполномоченный совершать подобные сделки.

Статья 12 Конституции  РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъекта права муниципальной собственности муниципальные образования. Принадлежность муниципальной собственности муниципальным образованиям, представляющим собой публично-правовые образования, обусловливает публичный характер такой собственности.

Приобретение и осуществление  имущественных и личных неимущественных  прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается исключительно на органы местного самоуправления. Для населения муниципальных образований, которое является субъектом права муниципальной собственности, такие полномочия ни Конституцией РФ, ни ГК РФ не предусмотрены.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются не задействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то органы местного самоуправления могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

 

 

1.2. Формирование  муниципальной собственности

 

Для формирования муниципальной собственности используются, во-первых, способы, предусмотренные действующим законодательством для других видов собственности, во-вторых, − некоторые специфические для муниципальной собственности способы.

Формирование муниципальной  собственности осуществляется следующими способами:

  1. путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
  2. путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
  3. путем возникновения права муниципальной собственности на имущество при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке РФ;
  4. путем передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
  5. путем передачи объектов государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством;
  6. путем получения имущества при разграничении муниципальной собственности между поселениями и районами;
  7. путем получения муниципальной собственности при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
  8. путем возникновения права собственности на продукцию, плоды, доходы, полученные в результате использования муниципальной собственности;
  9. иными способами, предусмотренными действующим законодательством.

Все перечисленные способы  формирования муниципальной собственности можно разделить на административные и гражданско-правовые.

Административный способ формирования муниципальной собственности  предполагает проявление воли только одной стороны – государства  и реализуется при издании  органом государственной власти соответствующего нормативного акта.

Первым нормативно-правовым актом, предусматривавшим использование  данного способа формирования муниципальной  собственности в Российской Федерации, стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», с изменениями и дополнениями действующее до настоящего времени. В этом документе устанавливается порядок отнесения объектов бывшей общенародной собственности к федеральной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

Гражданско-правовые договоры и сделки, которые муниципальное образование вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Право муниципальной  собственности прекращается:

  • в случае гибели или уничтожения имущества;
  • при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;
  • при разграничении муниципальной собственности;
  • в случае взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Глава 2. Объекты и методы управления муниципальным имуществом 

2.1 Классификация объектов муниципальной собственности

 

Основой для системы  управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации недвижимого имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений относительно объектов недвижимости.

Информация о работе Управление муниципальным имуществом