Управление в информационном обществе от федерального до муниципального уровня (основные положения с учетом ГАС Управление)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

«На сайте Правительства РФ «Административная реформа» присутствует следующее определение: "электронное правительство" - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов2.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ СОКРАЩЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по

Информационным технологиям в  юридической деятельности

 

Вариант № 5

 

 

 

                                                                                     

 Выполнила:

                                                                                                Студентка

                                                           1 курса 112 группы                       

                                                                                       Пьянкова Е.А.

                                                                                       Проверил(а):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

 

Задание 1

Управление в информационном

обществе от федерального до муниципального уровня

(основные положения с  учетом ГАС Управление)

 

 

Термины «электронное государственное  управление», «электронное государство», «электронное правительство» («цифровое  государство», «цифровое правительство») прочно вошли в современный лексикон и перестают быть специальными. Однако свободное их употребление может  вносить неопределенность в сопутствующий  контекст. Несмотря на отсутствие легальных  дефиниций данных понятий, в науке  административного и информационного  права есть немало сходных позиций, позволяющих обобщить значения этих терминов.

Электронное правительство - это "деятельность" или "использование" потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом нельзя забывать, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня - об электронном  правительстве отрасли, города, организации. Такое понимание существа этого  феномена прослеживается в ряде работ1.

«На сайте Правительства РФ «Административная реформа» присутствует следующее определение: "электронное правительство" - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов2.

Немаловажное значение в  вопросе полноценного функционирования электронного правительства приобретает  электронный документооборот (ЭДО). Внимание к развитию в стране электронного документооборота оправданно, ведь он создает необходимую базу для  формирования технологий электронного правительства, позволяет снизить  стоимость предоставляемых услуг, в том числе государственных, и повысить их оперативность, в целом повысить эффективность управления, а также способствовать прозрачности информационного взаимодействия и противодействию коррупции.

Электронный документооборот определяют как «систему ведения документации, при которой массив создаваемых электронных документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сеть, дающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных»3.

Функционально деятельность «электронного правительства» можно разделить на три составляющие – «государство для государства» (предоставление госорганом услуг для других административных органов), «государство для граждан» (предоставление государственных услуг для населения), «государство для бизнеса» (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов). Общепринятыми являются аббревиатуры этих составляющих - G2G (government to government); G2C (government to citizens); G2B (government to business).

Таким образом, в практике использования данного термина  зачастую субъект (субъекты) управления («электронное правительство») смешивается с формами, процессами и технологиями управления.

Представляется необходимым  ориентировать данные термины все-таки на общепринятое юридическое значение. В правовом аспекте, электронное государственное управление – это целенаправленное воздействие субъектов всех ветвей государственной власти на различные сферы общественной жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности государственного управления, упрощения взаимодействия между государственными органами, а также упрощения взаимодействия государства с гражданами и организациями.

Электронное административное управление - деятельность субъектов  исполнительной власти с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленная на оптимизацию ее функций  с целью упрощения административных процедур, повышения их доступности, качества государственных услуг  для граждан и организаций.

«Электронное правительство» - совокупность органов исполнительной власти (федерального и (или) регионального уровня), осуществляющих на основе информационно-коммуникационных технологий реализацию своих полномочий, в том числе во взаимоотношениях с другими государственными органами, гражданами и организациями. Данное определение не исключает участия в этой системе информационного взаимодействия исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Концепцией использования  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной  власти до 2010 года, одобренной распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, определены основные целевые показатели эффективности  ее реализации. К ним отнесены наличие  стандартов ИКТ, возможность интерактивного информационного обслуживания получателей  государственных услуг, наличие  единой защищенной инфраструктуры органов  власти, наличие комплексных информационных систем управления кадровыми, финансовыми  и материально-техническими ресурсами  и др.

В 2004 г. при Правительстве  РФ был создан Институт архитектуры  электронного государства. Как отмечает его главный архитектор Э. Батаршин, Институт должен организовывать общественное обсуждение и выработку стандартов в сфере ИКТ. Все заинтересованные стороны - гражданское общество, бизнес, государство - должны принять участие  в работе Института. Только востребованные, органично необходимые стандарты  и правила должны приниматься  сверху

Рабочие группы Института  осуществляют деятельность по таким  направлениям, как госзакупки, концепция «электронного государства», система электронного документооборота, система персонифицированного учета населения, система поддержки принятия решений, интеграционная платформа органов государственной власти, стандартизация программного обеспечения.

Идеология архитектуры «электронного  государства» основана на идее общегосударственной автоматизированной системы производства и управления.

Информационные системы  в государственном управлении в  зависимости от реализуемых направлений  деятельности работают с электронными ресурсами и включают в себя методологию  использования электронных документов, организацию электронного документооборота, технологию работы с корпоративными электронными ресурсами (Интранет), автоматизированное рабочее место руководителя и  концепцию работы с приложениями, порядок работы с информационными ресурсами Интернета.

 Правовой статус информационных систем определен в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»4. Согласно дефинитивной части данного Закона информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В настоящее время уже  функционируют в различных сферах государственного управления информационные системы, поддерживающие деятельность исполнительной власти. Это, например, регистрационно-учетные системы  ФНС РФ (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГАИС  учета объема производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции); ЕГАИС  контроля экспорта товаров ФТС РФ, ГИС миграционного учета ФМС  РФ, ЕИС по техническому регулированию  и др. Правительством РФ приняты  решения о формировании еще нескольких таких систем, например ГАС управления приоритетными национальными проектами, АИС ОСАГО и т.д.

Примерами региональных информационных систем, обеспечивающих административное управление, являются Программа "Социальная карта москвича", Центр обработки  запросов мэрии ГДС Москвы, объединенные государственные информационные ресурсы  ЗАГС-ПВС-ЖКХ в Чувашской Республике и др.

Ю.И. Горский классифицирует электронные информационные системы, обеспечивающие процесс государственного управления, следующим образом.

ОГИР - объединенные государственные  информационные ресурсы - единая информационная среда для доступа и обмена информацией органов государственного управления в различных сферах, например социальной защиты, органов ЗАГС, ПВС, структур ЖКХ и т.д.

Системы ЭАР (электронных  административных регламентов) - совокупность основ процессуальной деятельности должностных лиц на основе современных  ИКТ, зафиксированных в электронных  административных регламентах.

Региональные порталы - интегрированная  совокупность WEB-сайтов муниципальных  и региональных властей, реализующих  принцип одного окна в предоставлении услуг по информированию, интерактивных  и транзакционных услуг.

ГИС - географические информационные системы. Это аналитические базы данных - географические карты в  электронном виде, содержащие стратегически  значимую информацию для органов  исполнительной власти.

РИАС - региональные информационно-аналитические  системы - совокупность хранилищ данных, объединенных сетями Интранет (внутренними  локальными сетями), а также набор  программных инструментов для генерации  документов на основе документов информационного  характера, содержащих текст, графику  и мультимедиа.

СЭД - системы электронного документооборота, обеспечивающие хранение, пересылку и модификацию разнородных электронных документов5.

В процессе формирования электронного государственного управления Ю.И. Горский  выделяет четыре последовательные стадии - обеспечение информационного присутствия, интерактивное взаимодействие, транзакционное взаимодействие, трансформация административных процессов.

Учитывая, что процесс  интерактивного взаимодействия как  между самими органами власти, так  и с населением, организациями  находится в стадии пилотных проектов и представлен либо отдельными федеральными структурами (ФНС РФ, Пенсионный фонд), либо в отдельных регионах (Чувашия, Татарстан, Москва и др.), можно сделать  вывод, что электронное государственное  управление в РФ находится на первом этапе своего развития, который еще  и не завершен, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям  открытости.

Важное значение в формирование механизмов государственного управления придается формирующейся государственно автоматизированной системе «Управление» (ГАС «Управление»).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25.12.2009 № 1088 определены цели и задачи ГАС «Управление».

Целью создания системы является повышение  эффективности государственного управления.

В ее задачи входят:

- обеспечение  информационно-аналитической поддержки  принятия высшими органами государственной  власти решений в сфере государственного  управления, а также при планировании  деятельности этих органов;

- осуществление  мониторинга, анализа и контроля  исполнения принятых указанными  органами решений, реализации  основных направлений деятельности  Правительства  Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ГАС «Управление» – это комплекс информационных систем и информационных ресурсов в  виде трехуровневой структуры:

- первый  уровень (центральная информационная  система) – комплекс информационных  систем, производящих сбор, обработку,  хранение и распространение информации, поступающей со второго и третьего  уровней ГАС «Управление»;

- второй  уровень (ведомственный) – входящие  в ГАС «Управление» информационные  системы федеральных органов  исполнительной власти, информационные  ресурсы которых предназначены  для принятия управленческих  решений в сфере государственного  управления, и информационные ресурсы  иных информационных систем, необходимость  интеграции которых в ГАС «Управление»  определяется функциональными требованиями  к ней;

- третий  уровень (региональный) – информационные  ресурсы информационных систем  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  необходимость интеграции которых  в ГАС «Управление» определяется  функциональными требованиями к  ней.

ГАС «Управление» обеспечивает выполнение следующих функций:

1. Сбор  данных, предназначенных для принятия  управленческих решений в сфере  государственного управления от  ведомственных и региональных  информационных систем и иных  информационных систем, необходимость  интеграции которых в ГАС «Управление»  определяется функциональными требованиями  к ней.

Информация о работе Управление в информационном обществе от федерального до муниципального уровня (основные положения с учетом ГАС Управление)