Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 14:17, реферат
Описание работы
Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению конкретной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами, можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся конкретно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Устав как источник муниципального права: понятие, сущность, содержание …………………………...…………………………………………..4 Предмет уставного регулирования...……………………………………..6 Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственная регистрация уставов ………………………..…………………………………………………...8 Заключение………………………………………………………………………...3 Список использованной литературы……………..……………………………...3
Структура уставов муниципальных
образований. Порядок принятия, внесения
изменений и дополнений и государственная регистрация
уставов ………………………..…………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………...3
Список использованной литературы……………..……………………………...3
Введение
В соответствии с новой Конституцией
Российской Федерации народ осуществляет
свою власть конкретно, а также через
органы государственной власти и органы
местного самоуправления. В связи с этим
возникает задача формирования принципиально
новой системы органов власти. Сложность
решения такой задачи усугубляется отсутствием
соответствующего опыта в историческом
прошлом, поскольку местное самоуправление
в России традиционно рассматривалось
как вид местного государственного управления.
В настоящее же время Конституция Российской
Федерации гарантирует самостоятельность
местного самоуправления в пределах его
полномочий (ст. 3 Конституции РФ). Отсюда
возникает необходимость чёткого закрепления
в законодательстве компетенции местного
самоуправления, полномочий, в рамках
которых органы местного самоуправления
действуют независимо от органов государственной
власти.
Такой закон в соответствии
с Конституцией РФ, действующими федеральными
законами устанавливает организационные
основы местного самоуправления, регулирует
порядок образования и обустройства структур
и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление признаваемая
и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная
и под свою ответственность деятельность
населения по решению конкретной или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций. Иными словами, можно сказать,
что местное самоуправление - это власть,
которая отнимается у государства и передаётся
конкретно гражданам, проживающим в данном
населённом пункте, получающим возможность
решать свои проблемы на референдумах,
сходах, собраниях, либо выборными представителями
этих граждан.
Устав как источник
муниципального права: понятие, сущность,
содержание.
В самый первый раз в российском
законодательстве упоминание об уставе
местного самоуправления появилось в
Законе РФ «О местном самоуправлении в
Российской Федерации» от 6.07.91 г. № 1550-→1.
В нем говорилось о положении (уставе)
о местном самоуправлении. Однако в период
с 1991 по 1995 годы практически ни в одном
городе такие положения (уставы) не были
приняты в силу нескольких причин.
В первую очередь, в ст. 5 Закона
РФ «О местном самоуправлении в Российской
Федерации» не было точно определено его
место в правовой системе государства.
Закон только допускал возможность принятия
этого документа, не обязывая к этому местные
органы власти.
Во-вторых, принятие положения
(устава) о местном самоуправлении влекло
закрепление в обязательном порядке за
районными в городе органами власти и
управления таких полномочий, которые
делали бы их достаточно независимыми
от городского уровня власти и управления,
например, полномочия иметь муниципальную
собственность и распоряжаться ею. Однако
все эти положения Закона РФ «О местном
самоуправлении в Российской Федерации»
входили в противоречие с Законом РСФСР
«О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР» от 3.07.91 г. № 1531-1,
ст. 5 которого предусматривала создание
органов, принимающих решения о распоряжении
муниципальным имуществом только на уровне
городов, за исключением районов в области
и районов в городе.
В-третьих, Закон предусматривал
регистрацию положения (устава) о местном
самоуправлении органами государственной
власти соответствующего края, области,
автономной области, автономного округа.
Однако процедуры регистрации не были
определена, что делало невозможным выполнения
требований этой статьи.
Новая Конституция РФ 1993 г. и
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 28.08.95г. № 154-ФЗ
и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы
для реформирования местного самоуправления
в России и пополнили правовую систему
РФ новым источником права -- уставом муниципального
образования. По законам все муниципальные
образования обязаны иметь устав, который
является их основным нормативным актом.
Федеральный закон от 06.10.2003
г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» составлен более грамотно,
в нем устав рассматривается шире. Так,
в ст. 43 Закона сказано, что устав муниципального
образования и оформленные в виде правовых
актов решения, принятые на местном референдуме
(сходе граждан), являются актами высшей
юридической силы в системе муниципальных
правовых актов, имеют прямое действие
и применяются на всей территории муниципального
образования.
Далее в Законе отмечено, что
должно определяться Уставом, какие вопросы
регулируются, даны более полные сведение
о том, кто принимает, как и в каком количестве,
а также подробная информация о процессе
вступления его в силу. Также в Законе
идет речь о регистрации устава.
Каждое муниципальное образование
обязано иметь свой Устав, разработанный,
принятый и зарегистрированный в установленном
законом порядке. Порядок разработки,
принятия и регистрации устанавливается
в соответствии с ФЗ № 154 и разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельны.
Для разработки Устава целесообразно
создание специальной рабочей комиссии,
а также согласованность действий с государственными
органами.
Незаконно обвязывание согласования
проектов уставов с соответствующими
государственными органами и их экспертная
оценка на эти проекты.
Устав муниципального образования
принимается представительным органом
местного самоуправления либо населением
конкретно. Устав подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном
законом субъекта РФ.
Таким образом, устав - это подзаконный
правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего)
характера; основополагающий нормативный
акт конкретного муниципального образования;
акт долговременного действия; он обладает
высшей юридической силой по отношению
к другим нормативным актам, принятым
органами местного самоуправления конкретного
муниципального образования; имеет особый
порядок принятия; подлежит государственной
регистрации; уставом может осуществляться
временное правовое регулирование вопросов,
связанных с осуществлением местного
самоуправления на территории соответствующего
муниципального образования и подлежащих
регулированию законами субъектов РФ
до принятия соответствующих законов
субъектов РФ.
В устав муниципального образования
входит.
Наименование муниципального
образования, его территория, границы
и символы.
Вопросы местного значения,
относящиеся к ведению соответствующего
муниципального образования. Также должны
быть закреплены вопросы, относящиеся
к ведению соответствующих государственных
органов, но законом переданные в ведение
органов местного самоуправления.
Формы, порядок и гарантии конкретного
осуществления населением конкретного
муниципального образования самоуправления
на своей территории (местный референдум,
муниципальные выборы, собрания, сходы,
конференции граждан).
Виды, наименование, порядок
образования, полномочия, сроки и формы
деятельности, правовые акты выборных
и иных органов и должностных лиц местного
самоуправления на территории данного
муниципального образования.
Экономическая и финансовая
основа осуществления местного самоуправления
на территории соответствующего муниципального
образования, перечень объектов, находящихся
в собственности населения данного образования,
порядок управления муниципальной собственностью,
конкретные источники финансовых средств
(местные налоги, сборы).
Гарантии местного самоуправления
на территории данного муниципального
образования, гарантии прав органов и
должностных лиц местного самоуправления,
социальные гарантии.
Ответственность органов и
должностных лиц местного самоуправления
на территории данного муниципального
образования перед населением последнего,
перед государством и перед физическими
и юридическими лицами в гражданско-правовых
отношениях.
Исторические и иные местные
традиции, и особенности, которые характерны
для конкретно этой территории, ее населения.
Итак, устав муниципального
образования, занимая не самое высокое
место в законодательной иерархии, тем
не менее, обладает свойством, выделяющим
его из ряда других законодательных актов
-- способностью служить своего рода нормативной
базой для развития всего текущего законодательства
субъекта Федерации и в целом дают импульс
развитию всего законодательства.
Устав отображает особую юридическую
целостность, разнообразие уставных норм
можно объяснить наличием специфических
приемов регулирования, принципов, положений,
свидетельствующих о существовании специального
юридического режима. Комплексный характер
устава заключается не только в рассредоточении
правовых норм по основным отраслям и
регулировании ими отдельных сторон отношений
местного самоуправления. Кроме того,
комплексный характер конкретно этой
отрасли обусловлен наличием норм, замыкающихся
в рамках сугубо муниципального законодательства,
т.е. в отраслевых законах: о порядке образования
(порядок установления и изменения границ),
преобразования и упразднения муниципальных
образований; о статусе муниципальных
служащих; о выборах в органы местного
самоуправления и т.д.
Комплексность устава обусловлена
двойственной природой его норм. С одной
стороны, они выступают как нормы основных
отраслей права (например, конституционного,
административного, земельного, финансового),
а с другой - оставаясь нормами данных
правовых отраслей, входят во вторичную
правовую структуру - комплексную отрасль
права. Как и любой правовой документ,
более низкого уровня, уставы муниципальных
образований имеют источники в актах общефедерального
уровня, однако они представляют собой
одновременно и источники конституционного
права Российской Федерации.
2. Предмет уставного
регулирования
Определение предмета уставного
регулирования - сложная теоретическая
и практическая задача. Содержание предмета
уставного регулирования в значительной
степени определено законом. Выделяются
обязательные и дополнительные положения,
составляющие содержание устава. К обязательным
положениям относятся такие, которые в
обязательном порядке должны быть отражены
и урегулированы в уставе муниципального
образования. К дополнительным положениям
устава могут быть отнесены вопросы, которые
муниципальные образования вправе принимать
к своему рассмотрению, если они прямо
отнесены федеральным законодательством
и законодательством субъекта РФ к вопросам
местного значения, либо, если они не исключены
из их ведения и не отнесены к ведению
других муниципальных образований и органов
государственной власти. Уставы могут
значительно отличаться друг от друга,
в первую очередь, по содержанию дополнительных
положений, относящихся к предмету уставного
регулирования.
В структуре предмета уставного
регулирования выделяют вопросы самостоятельного
уставного регулирования и вопросы совместного
законодательного и уставного регулирования.
Решение проблемы необоснованного расширения
пределов уставного регулирования зависит
от более точного установления в федеральном
законодательстве соотношения законодательного
и уставного регулирования.
Значительный объем регулирования
в уставе осуществляется на основе законодательства
субъекта РФ. При этом соотношения объема
регулирования между уставом муниципального
образования и законами субъекта РФ в
Федеральном законе точно не определено,
в разных субъектах РФ не одинаково подходят
к проблеме соотношения правового регулирования
основных вопросов местного самоуправления.
Есть мнение, что нецелесообразно полностью
регулировать в законе такие вопросы,
как порядок формирования органов местного
самоуправления, определение компетенции
органов и должностных лиц местного самоуправления,
сроков их полномочий, порядок подотчетности
перед населением, управление муниципальной
собственностью и предусматривать определённый
объем для регулирования уставом. Часть
таких вопросов, как бюджет, налоги, экономические
и финансовые основы, собственность не
может быть полностью передана на усмотрение
органов местного самоуправления, поскольку
различные подходы в разных муниципальных
образованиях, в конечном счете, могут
подорвать единые основы бюджетной, налоговой,
финансовой системы страны.