Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:18, реферат
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным
основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру
действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на
законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов
является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет
их место и значимость в общей системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты
вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической
силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на
основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими
правотворческими органами.
Виды нормативно – правовых актов.
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным
основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру
действия; субъектам, их издающим.
По юридической
силе все нормативно –
законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов
является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет
их место и значимость в общей системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с
теорией и практикой
вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической
силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на
основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими
правотворческими органами.
Нормативно –
правовые акты
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся
нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной
отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с
отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный
характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих
определённую сферу
морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов
По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты
подразделяются :
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений
определённого вида на данной территории;
- на акты ограниченного действия – распространяются только на часть
территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся
на данной территории;
- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные
возможности
реализуются лишь при
обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,
стихийных бедствий).
По
основным субъектам
нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной
власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты
судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт
современного государства. Он содержит правовые нормы, которые
регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной
жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : это
нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом
государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической
силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения
интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного
источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей
юридической силой :
1. законы принимаются
высшими представительными
или самим
народом в результате
2. законы принимаются
по основным наиболее
общественной
жизни, которые требуют
интересов личности;
3. законы принимаются
в особом законодательном
подзаконным
правовым актом. Принятие
обязательные стадии : внесение законопроекта в законодательный
орган ; обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его
опубликование. Принятие закона в результате референдума также
осуществляется
в законодательном порядке,
референдуме ;
4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого –
либо другого органа государства. Они могут быть отменены или
изменены только законодательной властью. Конституционный или другой
аналогичный
суд может признать закон,
неконституционным, однако отменить его может только законодательный
орган ;
5. Законы представляют
собой ядро всей правовой
они обусловливают структуру всей совокупности нормативно – правовых
актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно –
правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно –
правовых актов государства выражает одно из основных требований законности
– верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один
подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.
Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и
обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала
государственного и
организаций. На основе конституционных законов строятся и детализируется
вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим
нормативно – правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей
юридической силой.
Подзаконные нормативно – правовые акты.
Это правотворческие
акты компетентных органов,
законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут
противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет
место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.
Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные
принципиальные положения
индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами
различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере
распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и
внутриорганизационные акты.
1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей
компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах
территории страны. Пор своей юридической силе и значению в системе
правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.
Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление
обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы
общественной жизни.
К общим подзаконным
актам относятся
высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы
государственного правления
подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они
обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие
законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются
конституцией страны или специальными конституционными законами. Они
регламентируют самые
государственным управлением.
Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты,
принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых
случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления
экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов
представительной и
органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие
этих актов ограниченно
местных органов государственной власти и управления обязательны для всех
лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения
или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым
различным вопросам местного характера.
3. Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции). В
ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов
(министерства, ведомства) также
наделяются правотворческими
которые делегируются законодательной властью, президентом или
правительством. Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они
распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (
таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные, и другие
).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно -
правовые акты, которые издаются
различными организациями для
своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В
рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные
нормативные акты регулируют
самые разнообразные отношения,
конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских
частей и других организаций.
И последнее. В
нормативном регулировании
главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют
лишь вспомогательную и
охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он
является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Акты судебной власти.
Решением судебных
органов приобретают
результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит
индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает
источником права в тех
или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать
или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие
обнаруженных пробелов в праве.
Правотворческие
функции судов формируются
потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые
не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики
позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное
значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие
нормы права, но и создают в пределах
своей компетенции новые
с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам,
возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной
практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.
Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело
основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов
данной системы права.