Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений на примере работы пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить черты и функции средств массовой информации;
2. Рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом;
3. Рассмотреть состояние информационной сферы Хабаровского края;
2. Роль пресс-службы
законодательной думы
2.1. Состояние
информационной сферы
Хабаровский край в Дальневосточном регионе имеет выгодное экономическо-географическое положение. Он расположен в центре Дальневосточного региона. Через его территорию проходят транспортные коммуникации, которые связывают край с другими субъектами Дальневосточного региона и странами АТР.
В городе Хабаровске работает самая крупная региональная телерадиовещательная компания, сосредоточены мощные предприятия связи, обеспечивающие телерадиовещание не только в крае, но и за его пределами.
Именно в Хабаровске самая крупная на Дальнем Востоке научная база, а также вузы и филиалы вузов. Это обеспечивает наличие в крае высококвалифицированных кадров.
Информационный рынок Хабаровского края представлен печатными и электронными средствами массовой информации. (см. Приложение 1).
Печатные СМИ. На территории Хабаровского края выходит 48 газет и два журнала, один из которых региональный литературно-художественный «Дальний Восток». Газет, зарегистрированных Дальневосточным региональным управлением Госкомитета Российской Федерации по печати по Хабаровскому краю, свыше 70, однако часть из них уже не выходит, а часть выходят нерегулярно, по мере изыскания средств.
Из 48 газет три являются краевыми изданиями, три выходят как региональные приложения к центральным СМИ, три газеты военных ведомств. 34 газеты являются общественно-политическими, в 22 из них имеется доля участия краевой исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Среднеразовый тираж газет составляет около 520 тысяч экземпляров. Наибольшей популярностью в крае пользуются: газета «Тихоокеанская звезда» (учредитель администрация Хабаровского края), еженедельника «Молодой дальневосточник» (администрация края имеет 51% в издательском доме «Молодой дальневосточник»), газета «Приамурские ведомости».
Амплитуда тиражей городских и районных газет велика: от 20 тысяч («Дальневосточный Комсомольск») до 400 экземпляров («Звезда Севера», поселок Аян). На территории Хабаровского края действуют пять представительств центральных газет: «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Красная звезда», «Гудок». Газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и «Новая газета» имеют региональные выпуски.
Районные, городские газеты покрывают финансовые расходы собственными доходами лишь до 50%.
Для частичного решения проблемы главой администрации края было принято постановление «Об утверждении Положения о порядке бюджетного финансирования государственных СМИ Хабаровского края», по которому предполагается направление средств краевого бюджета на оплату бумаги и полиграфических услуг согласно реестра государственных печатных СМИ края.
Положительным моментом стала федеральная поддержка районных и городских газет края.
В настоящее время из 120 сотрудников городских и районных газет лишь 70 имеют высшее образование и только 33 – журналистское. Резко сократилась возможность целевой подготовки специалистов в ДВГУ в связи с платным обучением.
Полиграфическая промышленность. Решение проблем печатных СМИ напрямую зависит от состояния полиграфической базы. В крае 65 полиграфических предприятий. Помимо 16 государственных, действуют ведомственные, заводские, вузовские типографии и участки оперативной печати, частные издательские фирмы и агентства. Однако основной объем печатной продукции (свыше 70%) приходится на долю государственных предприятий. В связи с отсутствием средств на техническое переоснащение с техническом плане государственные полиграфические предприятия значительно отстают от современного уровня.
11 из 6 государственных типографий
оснащены морально устаревшим
и физически изношенным
Техническое перевооружение государственных предприятий края за счет собственных средств практически невозможно.
Недостаток собственного инвестиционного потенциала полиграфических предприятий, невозможность достичь высокого качества на устаревшем оборудовании привели к значительному оттоку заказов за рубеж и в другие регионы страны.
За счет местного бюджета удается решить лишь часть проблем. Полиграфия края остро нуждается в государственной поддержке. Назрела настоятельная необходимость разработки программы технического перевооружения предприятий полиграфической промышленности на правительственном уровне.
Не менее актуальны задача налаживания отечественной индустрии по производству офсетных пластин, краски, бумаги, способных конкурировать с импортными.
Главная потребность в бумаге только городских и районных газет края на 2001 год составила 218,9 тонны. Следует иметь в виду, что помимо «золотой цены» на стоимость бумаги отражаются и значительные затраты на ее доставку в край и отдаленные города и районы края.
Телевидение и радиовещание. В крае работают самая крупная в системе ВГТРК телерадиовещательная компания «Дальневосточная», государственная ТРК «Комсомольск», 12 негосударственных телевещателей, из них 6 коммерческих и 6 муниципальных. В крае 19 радиовещателей, из них 10 муниципальных, 5 коммерческих и 4 государственных.
Охват населения Хабаровского края электронными СМИ составляет по телевидению центральными СМИ (ОРТ, РТР) до 98% населения края, НТВ – до 65% населения края. Местные государственные вещания (ДВТРК, ГТРК «Комсомольск») смотрят от 50 до 90%, в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре – 100%. Негосударственные компании (СЭТ, «Телекон ТВ», ИТА «Губерния») – охват населения до 45%. По радиовещанию центральных радиовещателей охват колеблется от 55% до 95%. Негосударственные радиовещатели – охват составляет до 50% населения края.
Более 10 лет на краевом телевидении выходит еженедельная региональная программа «Дальний Восток», для создания которой используются материалы телекомпаний Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Амурской, Еврейской областей, Приморского и Хабаровского краев.
В Хабаровском крае действует уникальная редакция извещения («Голос России»), вещающая три часа в сутки на Японию, Китай, Корею, соответственно на японском, китайском и корейском языках и принимающая информацию этих стран.
Кроме указанных средств массовой информации, на информационном поле Хабаровского края работают три представительства центральных информационных агентств «Интерфакс», «ИТАР ТАСС», РИА «новости», более 20 пресс-служб. Одновременно с этим, ФАПСИ проводит мониторинг почти 40 газет края и электронных СМИ, информационные ресурсы ФАПСИ используются достаточно широко.
Мощным блоком представлены предприятия телерадиовещания: Хабаровский краевой радиотелевизионный передающий центр (КРТПЦ). Центр радиовещания и радиосвязи №8 (ныне оба дочерние предприятия ВГТРК), территориальный центр международных связей и телевидение №15, ОАО «Электрическая связь», а также Государственное управление по надзору за связью в Российской Федерации по Хабаровскому краю.
В составе Хабаровской КРТПЦ – 35 радиовещательных станций, 8 мощных телестанций, 4 станции космической связи – Орбита-2 и 312 ретрансляторов.
Центр радиовещания и радиосвязи №8 осуществляет трансляцию программ радиовещания не только в крае, но и в Амурской области, вещание на зарубежные страны, а также организует каналы космической и радиосвязи в Дальневосточном регионе и с Центром России. Таково положение дел в информационной сфере Хабаровского края.
Сложившаяся общемировая практика взаимодействия власти и СМИ позволяет сориентироваться в выборе правильного направления в связке «власть - СМИ». К сожалению, Российская действительность в основном складывается из негативного опыта.
Безусловно, в нынешних условиях, без поддержки не выживет ни одно региональное государственное СМИ,
В целях усиления роли государственных печатных средств массовой информации в достижении политической и экономической стабилизации, реализации права населения на получение полной и объективной информации было подписано постановление Главы Администрации Хабаровского края «Об утверждении положения о порядке бюджетного финансирования государственных печатных средств массовой информации Хабаровского края».
Данное положение определяет порядок бюджетного финансирования государственных печатных СМИ, регулирует порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Хабаровского края с печатными СМИ, а также определяет формы их экономической поддержки на территории Хабаровского края.
Экономическая поддержка печатных СМИ осуществляется путем:
выделения средств из краевого и местных бюджетов на развитие материально-технической базы СМИ. Оплату расходов, связанных с их производством (расходы на приобретение бумаги, оплата услуг полиграфических предприятий), дотации на содержание редакции и другие редакционные расходы;
предоставления налоговых и иных льгот (согласно законодательству Российской Федерации и Хабаровского края).
Все формы государственной поддержки оказываются печатным СМИ, внесенным в Реестр государственных печатных средств массовой информации Хабаровского края (см. Приложение 2).
Реестр государственных печатных средств массовой информации представляет собой перечень государственных районных и городских периодических печатных изданий, функционирующих на территории Хабаровского края.
Реестр делится на 4 группы:
Группа №1 – редакции районных (городских) газет, получающие доходы выше 50% расходов;
Группа №2 - редакции районных газет, получающие доходы от 30 до 50% от расходов;
Группа №3 - редакции районных газет, получающие доходы от 20 до 30% от расходов;
Группа №4 - редакции районных газет, получающие доходы от 20 до расходов.
Каждая группа получает финансовую помощь в размере от 30 до 100% оплаты стоимости бумаги и полиграфических услуг. Благодаря такой поддержке, «районки» имеют возможность выходить в свет и освещать события районного масштаба.
2.2. Структура,
функции и деятельность пресс-
Согласно Положению о пресс-службе Законодательной Думы Хабаровского края от 26 февраля 1998 года, пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края является структурным подразделением Законодательной Думы, обеспечивающим исполнение полномочий депутатов Думы и подчиняется непосредственно председателю Думы. Открытость и гласность – основополагающие принципы деятельности Законодательной Думы Хабаровского края. Этими принципами руководствуется и пресс-служба Думы при взаимодействии со средствами массовой информации.
Основными функциями пресс-службы являются:
Задачами пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края являются:
Согласно отчету о работе пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края за период с декабря 2000 года по декабрь 2001 года, пресс-служба через газеты, телевидение и радио постоянно информировала население края о законотворческой деятельности народных избранников, проблемах, вызывающих широкий общественный интерес, международных контактах парламентариев, других аспектах работы Думы.
Информация о работе Взаимодействие между органами власти и СМИ