Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение практики организации местного самоуправления в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- дать общую характеристику местному самоуправлению;
- рассмотреть порядок формирования органов местного самоуправления и компетенции органов местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. Системы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 3. Порядок формирования органов местного самоуправления . . . .
ГЛАВА 4. Компетенция органов местного самоуправления . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть - вне политики». Это означает, что органы местного самоуправления не должны решать политические вопросы, поскольку решение политических вопросов затрагивает интересы всего государства, и , следовательно, не может иметь чисто местное значение. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправления не подвержены политическому влиянию, что просто невозможно, т.к. они избираются по партийным спискам региональных общественных организаций. Смысл концепции «муниципалисты - вне политики» преследует цель более четко разделить компетенцию региональных и центральных органов, не допустить вмешательства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.
ГЛАВА 2. Системы местного самоуправления
В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.
Англо-саксонская муниципальная
система сложилась в
Суть этой системы в
том, что местные органы рассматриваются
как автономные образования, действующие
в пределах предоставленных им законом
полномочий. Отсутствует прямое подчинение
нижестоящих органов
Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируется большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе - советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии - советы территориальных единиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии - советы округов и приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.
Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.
Во Франции традиционно
существует высокая степень централизации
местного управления и самоуправления,
что проявляется в системе
административного контроля центральной
власти за местными органами. Поведенная
во Франции в начале 80-х годов
реформа насколько снизила
Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский.
Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и др.) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в правительственной корпорации. Этот тип называется конституцией совета.
Магистральный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган - магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.
Бургомистерский тип предусматривает, что избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местную администрацию, т.е. соединяет в себе функции главы общины и главы администрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.
Северогерманский тип
напоминает англо-саксонскую модель «совет
- управляющий». Избираемый населением
представительный орган создает
исполнительный комитет, который не
является местной администрацией, а
только готовит решения
В уездах органами самоуправления служат представительный орган - уездный съезд или уездный совет - и администрация во главе с земским советником, который избирается населением или представительным органом.
Несмотря на особенности организации самоуправления в Германии, оно имеет много общего как с англо-саксонской, так и с континентальной (французской) моделями.
Системы местного самоуправления
в современных государствах строятся
на основе административно - территориального
деления страны. Само административно-
Административно-
Часто нормативно-правовая
база различных территорий отстает
от их возросшего социально-экономического
потенциала. По-прежнему сохраняются
серьезные различия в размерах территории,
численности населения и
Система местного самоуправления
в современных государствах может
включать в себя по вертикали от
двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура
административно –
Органы местного самоуправления различаются по степени централизации взаимоотношений с вышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена на принципах прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим (Италия, Франция, ФРГ). Наряду с этим ряд стран придерживается откровенно автономной системы, при которой прямое подчинение по вертикали юридически отсутствует, а если на практике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).
Во втором случае органы местного самоуправления обладают довольно большой самостоятельностью по отношению к вышестоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широкая система выборности этих органов. В некоторых странах прямая система соподчиненности осуществляется путем так называемой «координации» деятельности нижестоящих органов (Япония).
Иногда деятельность органов
местного самоуправления поставлена под
прямой контроль специальных государственных
органов. Чаще всего они подконтрольны
органам министерства внутренних дел
(Великобритания), в других странах
может создаваться даже специальное
подразделение в составе
В ряде стран (Франция, Италия
и др.) в административно –
территориальные единицы
В большинстве стран Латинской
Америки не осуществляется прямого
централизованного управления местными
органами, а создается система, при
которой представитель центра наделяется
лишь контрольными функциями и действует
наряду с руководителем
Представители центральных властей, осуществляя административный надзор в отношении органов местного самоуправления, могут проверить законность актов, принятых этими органами и их соответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местного самоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними председателя правительства. Если в специально установленный срок от него не поступает принципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить решение органа местного самоуправления администратор не имеет права, но может оспорить это решение в судебном порядке.
В свою очередь органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свои права, объем своей компетенции в случае попыток нарушения автономии этих органов не только от председателя правительства, главы государства, парламента страны.
В административно –
Информация о работе Зарубежный опыт организации местного самоуправления