Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 21:11, реферат
Жилищно-коммунальное хозяйствоявляется одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации,охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребностьв продукции которого практически не ограничена.
1. Введение
2. Проблемыразвития ЖКХ региона
2.1 Москва
2.2 Камчатка
2.3Костромская область
3.Финансовое состояние организаций ЖКХ
4. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и еёвлияние на улучшение состояния ЖКХ
4.1 Цели и задачи реформирования отрасли4.2Цены и тарифы4.3Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги
5.Заключение
6. Библиографический список
Процессформирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поискекомпромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиковуслуг и платежеспособным спросом потребителей.
Основойопределения тарифов на жилищно-коммунальные
услуги служит Методикапланирования,
учета и калькулирования себестоимости
услуг жилищно-
Методикаразработана в соответствии с Положением о составе затрат по производству иреализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемыхпри налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлениемПравительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.
Методикапредназначена для организаций различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатациижилищного фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков),теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного,банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом спецификипроизводства и реализации услуг в каждом из них.
Объектамикалькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.
Планированиесебестоимости – один из основных этапов формирования экономически обоснованныхтарифов.
Планированиезатрат необходимо как для предприятий ЖКХ – естественных (технических)монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора врезультате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается втариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.
Плановыезатраты по каждой статье себестоимости определяются на основе:
– анализа фактическихзатрат и их изменения в планируемом периоде;
– примененияустановленных отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.
Припланировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой еестатье, должны учитываться две группы факторов:
– понижающие величинусебестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий поресурсосбережению и др.;
– повышающие величинусебестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, атакже внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.
Длярасчета себестоимости единицы услуги необходимо предварительно определитьсебестоимость реализации общего объема услуг.
Плановаясебестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затратна плановый объем услуг в натуральном выражении.
Прибыль(убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой отреализации услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость изатратами на их производство и реализацию в соответствии с действующим законодательством.
Федеральныйзакон от 30.12.04 № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацийкоммунального комплекса» регулирует сферу ценообразования в коммунальнойсфере. Законодательно решены вопросы не только регулирования тарифов, но и надбавокк тарифам на товары и услуги коммунальных организаций.
Закон№ 210-ФЗ разграничил полномочия всех уровней власти в области регулированиятарифов и надбавок. При этом особенно важными элементами являются:
для федерального уровня:
– определение федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственногоконтроля в области регулирования тарифов и надбавок, так как коммунальныеорганизации в большинстве случаев являются локальными монополистами;
для органовгосударственной власти субъектов Федерации:
– установление системыкритериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальныхорганизаций;
– установление тарифов натовары и услуги коммунальных организаций;
для органов местногосамоуправления:
– установление надбавок кценам (тарифам) для потребителей и на товары и услуги коммунальных организаций;
– осуществление расчетацен (тарифов) для потребителей.
Наличиеметодических основ для разработки цен и тарифов, – безусловно, положительныйфактор в реформировании экономики и финансов ЖКХ. Однако методические основыформирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; аразмер тарифов устанавливать в регионах с учетом:
– роста реальных доходовнаселения региона;
– установленныхфедеральными органами власти пределов повышения тарифов по регионам России;
– наличиямобильной и эффективной социальной защиты малообеспеченных граждан.
4.3 Доходынаселения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги
В отношениисвязи доходов населения, инфляции и тарифов на коммунальные услугипредставляются важными следующие положения:
– нужно,чтобы местные власти, самостоятельно определяющие тарифную политикупредоставления коммунальных услуг, учитывали уровень жизни населенияконкретного региона;
– нельзя,чтобы темпы роста тарифов на регулируемые государством коммунальные услугипревышали темпы роста денежных доходов населения;
– платежи закоммунальные услуги не должны стимулировать рост цен на потребительском рынке.
Одна изосновных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищныхи коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. Наконец 2006 г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат всистеме ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплатынаселением коммунальных услуг.
Увеличениетарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки без одновременногоприведения в соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело кросту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы.Необходимо на местах создать механизмы для регулирования тарифов естественныхлокальных монополий, поскольку сегодня нет реальных и прозрачных механизмоввоздействия на тарифы со стороны органов местного самоуправления.
Следуетрегулировать тарифы на федеральном, региональном и местном уровнях в рамкахустановления компетенций. Одним из механизмов регулирования роста тарифов науслуги ЖКХ является применение методики исчисления предельного процента ростатарифов в субъекте РФ. Такой процент целесообразно исчислять путемиспользования следующей экономико-математической модели:
Т = t + K,
где: Т – росттарифа на услуги ЖКХ (в процентах к предыдущему году);
t – планируемая инфляция (в процентах к отчетному году);
К –коэффициент опережающего роста тарифов на услуги (товары) естественныхмонополий.
Например,планируемый рост инфляции в 2007 г. – 8%, коэффициент опережающего роста тарифаК – 2% (устанавливается Правительством РФ на ряд лет), тогда Т = 8 + 2 = 10%.Следовательно, тарифы на услуги ЖКХ в 2007 г. должны вырасти не более чем на10%.
Путиповышения эффективности организации и управления ЖКХ России Жилищным кодексомРФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом призвано обеспечиватьблагоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержаниеобщего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указаннымимуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим втаком доме.
Собственникипомещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управлениямногоквартирным домом:
–непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
– управлениетовариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или инымспециализированным потребительским кооперативом;
– управлениеуправляющей организацией.
Способуправления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственниковпомещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время наосновании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управленияявляется обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
СогласноФедеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ «О концессионныхсоглашениях» предусмотрено привлечение инвестиций в экономику, обеспечениеэффективного использования имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие в связи сиспользованием имущества на основе заключения и исполнения концессионныхсоглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторонконцессионного соглашения.
В концессиюпередается недвижимое имущество:
– системыкоммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т.ч.объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточныхвод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
– объекты,предназначенные для благоустройства территорий;
– объекты попроизводству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии и др.
Стороныконцессионного соглашения:
– концедент –Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ илиуполномоченный федеральный орган исполнительной власти; субъект РФ, от именикоторого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальноеобразование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
–концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранноеюридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договорупростого товарищества (договору о совместной деятельности) два (и более)указанных юридических лица.
Срок действияконцессионного соглашения устанавливается с учетом сроков создания,реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в созданиеили реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости такихинвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.
Приисполнении концессионного соглашения концессионер вправе распоряжаться объектомконцессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗи концессионным соглашением, пользоваться им на безвозмездной основе в порядке,установленном соглашением.
Концедентосуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионногосоглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания иреконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций,обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта,осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Концессионернесет ответственность перед концедентом за допущенное при создании илиреконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований,установленных концессионным соглашением: технических регламентов, проектнойдокументации, иных обязательных требований.
Концессионноесоглашение заключается путем проведения конкурса на право заключенияконцессионного соглашения в соответствии с типовым соглашением.
Такимобразом, законодательством Российской Федерации предложен ряд форм организациии управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения между органами власти,собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчете.
Опыт работыновых управленческих структур в секторе ЖКХ пока отсутствует, так как онитолько создаются в субъектах РФ. Идет процесс поиска, а поэтому оцениватьэффективность их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный,осуществить его можно только с учетом экономических интересов всех участников.
5. Заключение
В начале 90-хгг. население России оплачивало всего 4% эксплуатационных расходов насодержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходовдотировалась из государственного бюджета.
В условияхперехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансированияЖКХ полностью себя изжила. Возникла необходимость в реформировании отрасли,совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы всфере производства услуг ЖКХ России.
УказомПрезидента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 «О реформежилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» утвержденаКонцепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Основнымицелями реформирования ЖКХ являются:
– обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижениеиздержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержаниистандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчениедля населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услугпри переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Какпоказывает опыт, экономические преобразования в ЖКХ на муниципальном уровнеидут медленно.
В областиреформирования системы финансирования ЖКХ на местах осуществляется постепенноеувеличение тарифов на жилье и коммунальные услуги. Платежи населения к началу2007 г. заняли около 80% в финансировании затрат предприятий отрасли.
Послеперехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетные обязательствадолжны сохраниться лишь в части компенсации расходов, связанных спредоставлением льгот и адресных субсидий.
Состояниежилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерацииостается неудовлетворительным.
В сфере ЖКХсложилась следующая ситуация:
– велик(70–75%) износ основных фондов;
– около 5% жилыхдомов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
– медленноидет процесс коммерциализации;
– финансовоесостояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночнойэкономики;
– уорганизаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
– велика долябюджетного финансирования при недостаточности доли населения – реальногопотребителя коммунальных услуг;
– частныеинвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальныхуслуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций инеопределенности с источниками их финансирования.