Анализ налоговых систем (специальных налоговых режимов), применяемых на предприятиях транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

В любой стране, правительство и президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый главный пункт дохода бюджета. Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества. Конечно, не всегда бывает бизнес честным - и это проблема нашего времени, с которой непременно нужно бороться всеми имеющимися средствами.

Файлы: 1 файл

Контр.работа.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

         Федеральное  агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Факультет экономики и управления транспорте

Кафедра экономики и менеджмента на транспорте

 

Контрольная работа  по дисциплине

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

             Выполнил__________________________________________________________________                                   

(Фамилия И.О.)

 

   студент _________ курса_______________спец.___________________________________

                                                     

   группа __________ № зачет. книжки _____________________________________________

                                                        

Подпись: ____________________________________________________________________

 

                                                        

 Преподаватель:______________________________________________________________

(Фамилия И.О.)

 

 Должность: __________________________________________________________________

                                                                                  уч.степень, уч. звание

                                                        

 Оценка: __________________________   Дата:_____________________________________

 

 Подпись: ____________________________________________________________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008

 

Выбор системы налогообложения предпринимательской  деятельности на транспорте. Анализ налоговых систем (специальных налоговых режимов), применяемых на предприятиях транспорта.

Введение

 

В любой стране, правительство и президент уделяют  огромное внимание развитию бизнеса  и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый главный пункт дохода бюджета. Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества. Конечно, не всегда бывает бизнес честным - и это проблема нашего времени, с которой непременно нужно бороться всеми имеющимися средствами.  
Особое внимание со стороны правительства и руководства страны должно, несомненно, уделяться малому бизнесу. Отличительными особенностями малого бизнеса являются:

  • минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий;
  • короткие сроки создания и освоения проектных мощностей;
  • быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала;
  • высокая способность быстро реагировать на спрос;
  • упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников;
  • мощная мотивация к труду у членов небольших коллективов, возникающая на основе появления у них чувства хозяина, либо (если это наемные работники) сознание непосредственной зависимости между качеством труда, результатами хозяйственной деятельности и их материальным благополучием;

простота управления, отсутствие, как правило, элементов  бюрократизма, свойственных крупным хозяйственным системам. 
 
Благодаря перечисленным достоинствам малые предприятия получили довольно широкое распространение на автомобильном транспорте, однако тут есть одна сложность – финансирование. Тем не менее, это наиболее распространенная форма бизнеса. И все же главная сила современного бизнеса, его наиболее мощная и богатая часть – коллективные предприятия, и в первую очередь акционерные общества. Они представляют собой объединение капиталов участников для решения ими совместной задачи. Такое объединение дает возможность умножать усилия, позволяет решать задачи, недоступные одиночкам. Однако предприниматель, начиная свой бизнес, сталкивается с огромным количеством сложностей. Предпринимателю необходимо определится с видом деятельности и формой собственности, выбрать партнеров, подобрать и обучить персонал, выбрать организационно-правовую форму, решить такие вопросы, как ценообразование, снабжение, и конечно, необходимо для достижения желаемого результата грамотно выбрать систему налогообложения. Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем выбора системы налогообложения (режима налогообложения). 

 

  1. Теоретические основы налогообложения предпринимательской деятельности  на автотранспортном предприятии.

 

Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и  их объединений, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Субъектом предпринимательской деятельности может быть как гражданин, так и организация.

Типы предпринимательской  деятельности - формы организации  предпринимательской деятельности в зависимости от формы собственности  и методов хозяйствования. Различают:  
- малый бизнес при частной собственности на средства производства или при их аренде;  
- совместное предпринимательство;  
- корпоративное предпринимательство на основе акционерного капитала.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ) (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).  
Предпринимательской называется самостоятельная деятельность лиц, направленная на получение прибыли. Перечислю основные признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 2 Гражданского кодекса РФ:

  • предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск;
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы;
  • прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Следовательно, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера.  
Гражданский кодекс РФ разрешает гражданам России заниматься любой предпринимательской деятельностью (ст. 23). Исключение составляют законодательно запрещенные виды деятельности - изготовление и продажа оружия, наркотиков, и др. (указ Президента РФ от 22.02.92 № 179). При этом ему не обязательно создавать организацию, то есть юридическое лицо. Гражданин может стать индивидуальным предпринимателем.

Рассматривая  то, как складывалась текущая ситуация в автомобильной отрасли РФ, можно  сказать, что большая  часть автотранспортных предприятий была образована в начале 1990-х гг., когда в России началась широкомасштабная приватизация государственной собственности. Их создание основывалось на отделении транспортных цехов и участков от крупных промышленных, строительных и других предприятий, а также на разукрупнении функционирующих автотранспортных предприятий. 
За счет реорганизации крупных и средних транспортных предприятий, выделения филиалов и других структурных подразделений, появления частных (индивидуальных) предприятий средняя мощность одного грузового автохозяйства по отрасли в Российской Федерации значительно снизилась и составляет в настоящее время около 10 автомобилей. Аналогичная ситуация сложилась на пассажирском автотранспорте. Число малых предприятий на автомобильном транспорте в настоящее время является преобладающим, они выполняют значительный объем услуг для экономики и населения страны. 
Малые АТП обслуживают определенный сектор рынка транспортных услуг. 
Например, грузовые автотранспортные предприятия малых размеров выполняют главным образом перевозки мелкопартийных грузов и разовые перевозки (57,34% предпринимателей осуществляют перевозки такого рода). 
Клиентурой малых перевозчиков в подавляющем большинстве случаев являются малые предприятия и предприниматели, осуществляющие торгово-закупочную деятельность. Большая часть малых АТП имеют постоянную клиентуру, для привлечения которой используют такие методы, как гибкая тарифная политика, готовность поддерживать любой удобный для клиента график работы, обеспечение доставки груза в точно установленные клиентом сроки. 
В то же время малые предприятия испытывают целый ряд трудностей и проблем, связанных с наличием небольших материальных и финансовых ресурсов. В частности, они имеют повышенную «чувствительность» к экономическим изменениям во внешней среде (росту цен, спаду производства и т.д.), поэтому малые предприятия рискуют в большей степени, чем крупные. Они испытывают большие трудности с привлечением работников из-за слабой защищенности и отсутствия возможностей для карьеры. 
Значительные трудности, которые испытывают малые предприятия, обусловлены также невысоким уровнем специализации менеджеров. Здесь широко применяется совместительство, при котором один менеджер выполняет самые разнообразные функции. В результате качество менеджмента невысокое, что отрицательно сказывается на результатах работы малого предприятия. 
В последние годы на рынке транспортных услуг появилось большое число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих трудовую деятельность без образования юридического лица. 
Это объясняется тем, что для начала деятельности здесь не требуется сравнительно больших затрат финансовых ресурсов и времени. Спрос на транспортные услуги, предлагаемые автовладельцами — индивидуальными предпринимателями, растет главным образом в связи с тем, что индивидуальные предприниматели могут выполнять перевозки по тарифам, более низким, чем те, которые устанавливают АТП. Необходимая прибыль при этом достигается за счет пониженного размера себестоимости перевозок по сравнению с предприятиями. Экономия эксплуатационных затрат обеспечивается, в свою очередь, тем, что в себестоимости перевозок, выполняемых индивидуальным предпринимателем, практически отсутствуют накладные расходы. Указанные расходы связаны с оплатой труда административно-управленческого аппарата, ремонтом и содержанием производственных цехов, оборудования и т.д. Их размер на предприятиях нередко достигает 25—30% от общей суммы затрат, поэтому индивидуальные предприниматели в пределах тех же 25—30% могут снижать размер тарифа, оставляя норму прибыли на уровне специализированных транспортных фирм. 
Высокая техническая готовность автотранспортных средств индивидуальных предпринимателей обеспечивается своевременным (в соответствии с графиком) проведением профилактических работ (ТО-1, ТО-2 и др.) на специализированных предприятиях (АТП или СТО), с которыми индивидуальный предприниматель обязан заключить договор. Наличие такого договора входит в состав документов, необходимых для государственной регистрации предпринимателя и постановки на учет в налоговой инспекции. Затраты на выполнение работ по техническому обслуживанию автомобилей включаются в общую сумму затрат автовладельца и учитываются в книге доходов и расходов. 
Конкурентная среда, в которой работают индивидуальные транспортные предприниматели, заставляет их чутко реагировать на спрос со стороны заказчиков, постоянно повышать качество перевозок, строго выполнять установленные сроки доставки грузов и пассажиров. Поэтому предприятиям и организациям, не имеющим собственных автотранспортных средств, зачастую экономически более выгодно обращаться к индивидуальным предпринимателям - автовладельцам, чем к специализированным автотранспортным предприятиям.

Рис 1. Факторы  обеспечения конкурентоспособности  автотранспортного предприятия.

Индивидуальный  предприниматель имеет право  выбора системы налогообложения, которое  предоставляется ему на добровольной основе в порядке, предусмотренном НК РФ.  
Действующим налоговым законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрена возможность применения четырех систем налогообложения:  
1) общей системы;  
2) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;  
3) упрощенной системы налогообложения:  
4) единого сельскохозяйственного налога.  
Последние три системы налогообложения являются специальными налоговыми режимами. Согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Общая система  налогообложения — это система  налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все установленные законодательством РФ налоги и сборы, если он не освобожден от их уплаты, а именно:  
• налог на доходы физических лиц 13 %;  
• налог на добавленную стоимость 18 %;  
• налог на имущество физических лиц;  
• единый социальный налог со своих доходов, а также с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, работающих у предпринимателя по договорам гражданско-правового характера;

• взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 
• Налог на прибыль для юридических лиц 24%;          
• Транспортный налог — рассчитывается; 
• государственную и таможенную пошлины;  
• другие налоги и сборы.

Ведение учета  доходов и расходов при применении общей системы налогообложения  осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. 
В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы: 
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН) - специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку). Применяется добровольно.     
2. Упрощенная система налогообложения (далее - УСН). Налогоплательщик имеет возможность выбора данного режима налогообложения и объекта налогообложения. Объектом налогообложения могут быть:       
•доходы (облагаются по ставке 6%) или                                   
• доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). 
Выбор объекта налогообложения в целях уменьшения налогов зависит от доли расходов в составе выручки и их состава (не все расходы в целях налогообложения уменьшают доходы).  

Упрощенная  система налогообложения, введенная  с 1 января 2003 г. главой 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» НК РФ, заменила уплату целого ряда налогов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период (календарный год).  
В частности, применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).  
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.  
Перечень налогов, от уплаты которых освобождены субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСН, является закрытым. Это означает, что помимо единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) они обязаны уплачивать все налоги и сборы, не упомянутые в приведенном выше перечне и предусмотренные ст. 13-15 части первой НК РФ, например транспортный налог, земельный налог, госпошлину, а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.  
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, обязаны исполнять обязанности налоговых агентов. Права и обязанности налоговых агентов определяются ст. 24 НК РФ. В частности, обязанности налоговых агентов по НДС могут возникать у индивидуальных предпринимателей при аренде на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.  
Право применения УСН предоставляется на добровольной основе, в отличие от системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД. применение которой обязательно в случае, если налогоплательщики осуществляют виды деятельности, подпадающие под уплату ЕНВД. Таким образом, индивидуальные предприниматели принимают решение о выборе общей или упрощенной системы налогообложения самостоятельно, основываясь на анализе всех преимуществ и недостатков обеих систем с точки фения конкретных условий осуществляемой ими деятельности. 
Ведение учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н (в ред. приказа Минфина России от 27.11.2006 № 152н). 
Индивидуальному предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, можно перейти на упрощенную систему налогообложения только с начала календарного года, подав в налоговый орган по месту жительства заявление установленной формы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году начала применения УСЫ. Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в 5-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. 
Следует иметь в виду, что вернуться с УСН на общий режим налогообложения по собственному желанию можно только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором индивидуальный предприниматель предполагает перейти на общий режим (п. 6 ст. 346 НК РФ). Этот порядок распространяется только на тех, кто применял УСН не менее года. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе отказаться от применения «упрощенки» только до начала налогового периода (т. е. до 1 января). 
Статья 346.13 НК РФ также предусматривает случаи, когда индивидуальный предприниматель утрачивает право применения УСН с начала того квартала, в котором допущено превышение предельного размера доходов 20 млн руб. (сумма индексировалась в 2007 году на коэффициент 1,241) и (или) несоответствие требованиям, указанным в п. 3,4 ст. 346.12 НК РФ. 
Вновь вернуться на УСН можно не ранее чем через один год после того, как налогоплательщик утратил право на применение УСН (п. 7 ст. 34613 НК РФ). 
При принятии решения о переходе на УСН, предусматривающую, в частности, освобождение от уплаты НДС, следует учитывать, что не всем покупателям будет выгодно работать с компанией, применяющей УСН. 
Если  реализовывать продукцию организациям или индивидуальным предпринимателям, не являющимся плательщиками НДС (например, переведенным на уплату ЕНВД. применяющим УСН или освобожденным от НДС на основании ст. 145 НК РФ), для них не имеет значения, оплачивать цену товара без НДС или с НДС. 
Если же  реализовывать продукцию покупателям, являющимся плательщиками НДС в соответствии с законодательством РФ, для них наличие «входного» НДС имеет принципиальное значение. Некоторые покупатели могут отказаться от услуг компании потому, что НДС, который они принимали раньше к вычету, им придется оплачивать из собственного кармана. 
Соответственно покупателю, являющемуся плательщиком НДС, не выгодно закупать товар у продавца, совершающего операции, не облагаемые НДС. В то время как возможности индивидуального предпринимателя - продавца по снижению цены для данной категории покупателей в качестве компенсации потерь на «входном» НДС зачастую ограничены.

Информация о работе Анализ налоговых систем (специальных налоговых режимов), применяемых на предприятиях транспорта