Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.
Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.
Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ
1. Характеристика основных стадий бюджетного процесса
2. Основы бюджетного планирования в РФ
3. Казначейское исполнение бюджета
Тема 44. Банковская система РФ
1. Организация банковской системы РФ
2. Особенности современного рынка банковских услуг в РФ
3. Перспективы развития банковской системы в РФ
Список использованной литературы
Содержание
Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ
1. Характеристика основных стадий бюджетного процесса
2. Основы бюджетного
3. Казначейское исполнение бюджета
Тема 44. Банковская система РФ
1. Организация банковской системы РФ
2. Особенности современного рынка банковских услуг в РФ
3. Перспективы развития банковской системы в РФ
Список использованной литературы
Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ.
1.Характеристика основных стадий бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.
Составление и исполнение бюджета
является функцией исполнительных органов. Рассмотрение,
Характеристика этапов бюджетного процесса.
Первый этап. Составление проекта бюджета.
Для составления проектов бюджетов
разрабатываются прогнозы социально -
экономического развития РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований, а также
сводных финансовых балансов РФ, субъектов
РФ. Прогноз развития содержит объем ВВП, промышленного
производства, товарооборота,
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов с учетом норматива финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Это новый момент для РФ, необходимость этого зафиксирована в Кодексе. По Конституции за каждым органом власти закреплены определенные полномочия, права гражданина на образование, медицинское обслуживание и др. Раньше существовали нормативы: скажем, на питание детей в дошкольных учреждениях. Все уровни бюджетной системы самостоятельны. Как обеспечить единый по стране уровень социального обеспечения при различных доходах бюджетов. Разрабатываются нормативы.
Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ. Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже, чем за 9 месяцев до начала планируемого года (составляется не только годовой, но и трехлетний бюджет).
Используется следующая информация:
- налоговое законодательство, действующее на момент начала разработки проекта бюджета,
- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,
- предполагаемые объемы финансовой помощи,
- виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.
Проект бюджета составляется финансовым органом. Параллельно составляется проект закона о бюджете на очередной финансовый год. В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, то есть:
- общий объем расходов и доходов,
- размер бюджетного дефицита,
- прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,
- нормативы отчисления от собственных доходов бюджета, передаваемые бюджетам других уровней,
- нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,
- разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации, а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов,
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,
- определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.
Одновременно с проектом бюджета составляются:
- прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год,
- инвестиционная программа,
- план развития государственного или муниципального сектора экономики,
- программы заимствований – государственных (внешних и внутренних), муниципальных (внешних и внутренних),
- программы предоставления государственных или муниципальных гарантий.
Если какой - либо из этих документов не будет представлен вместе с проектом бюджета, то законодательный орган имеет право отклонить рассмотрение проекта бюджета.
Второй этап. Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.
Осуществляется с 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому. Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ, куда входят 3 представителя регионов. Там решаются вопросы о нормативах, финансовой помощи регионам. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений. В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета, проекта закона бюджета и других пояснительных документов. Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому.
Третий этап. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.
Порядок определяется:
- для федерального бюджета – Бюджетным кодексом,
- для региональных и местных бюджетов – законодательными нормативами актами, принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления (в г. Москве – Закон о бюджетном процессе).
Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа.
Согласительные комиссии. Расходы капитального характера часто являются предметом разногласий. Руководители департамента отраслевого финансирования Минфина договариваются с руководителями различных министерств и департаментов. Определенная сумма при рассмотрении бюджета резервируется, а потом распределяется между недовольными сторонами. В случае неустранимых разногласий деньги распределяет Минфин. Между депутатскими группами тоже есть разногласия. Защищены только статьи расходов по финансированию органов управления, правоохранительных органов, обороны.
Рассмотрение бюджета в парламенте.
В Госдуме сначала проект бюджета
с формальной точки зрения смотрит бюджетный
комитет: наличие всех документов, правильность
заполнения. Копии отправляются в профильные
комитеты (по обороне, культуре,
- I чтение. Определяются основные параметры:
- общий объем доходов с разбивкой по видам;
- общий объем расходов;
- бюджетный дефицит и источники его покрытия;
- лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.
Могут быть отклонения:
- образование согласительной комиссии с Правительством,
- возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,
- объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.
- II чтение. Определение расходов в разрезе функциональной классификации.
- III чтение. Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.
- IV чтение. Формальное голосование за бюджет целиком.
После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации. Если он не принимает бюджет, то создается согласительная комиссия с депутатами Думы. Если они не приходят к компромиссу, то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации. Дальше происходит подписание бюджета Президентом, опубликование и вступление его в силу. Если Президент не подписывает, то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура, описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).
2.Основы бюджетного планирования в РФ.
Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, устанавливаемыми в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий.
Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.
Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, региональный, и муниципальный уровни; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливается величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль процессов, протекающих в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.
В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов.
Большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило свое значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральном и региональном уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления.
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей (документ, который составляется и ведется финансовым органом или органом управления государственным внебюджетным фондом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета). Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования. Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.
На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению. Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами. Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу по бюджетному планированию, ведут соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы бюджетного планирования определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы субъектов Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены права органов государственной власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 31 июля 1998 года Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 года, принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов.
Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ