Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:59, курсовая работа
Описание работы
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
В 2001 году объектами налогообложения
являлись безвозмездные выплаты, как в
денежной, так и в натуральной форме, (премии,
стипендии, стоимость наград или призов
и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками
– работодателями в пользу физических
лиц, не связанных с ним трудовым договором,
либо договором гражданско-правового
характера, предметом которых является
выполнение работ или оказание услуг,
либо авторским или лицензионным договором,
если только эти выплаты не были произведены
за счет средств, оставшихся в распоряжении
организации после уплаты налога на доходы
организаций (налога на прибыль), или средств,
оставшихся в распоряжении индивидуального
предпринимателя либо физического лица
после уплаты налога на доходы физических
лиц.
В 2002 году порядок исчисления
единого социального налога изменился,
в связи с пенсионной реформой были внесены
значительные изменения в главу 24 Налогового
кодекса. В частности, введен налоговый
вычет, который в обязательном порядке
налогоплательщик уплачивал в пенсионный
фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков,
внесены поправки в объект налогообложения,
уточнены некоторые важные моменты формирования
налоговой базы по единому социальному
налогу.
В связи с этим, выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые работодателями
в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ,
оказание услуг, а также по авторским договорам
(вне зависимости от формы, в которой они
производятся), не признавались объектом
обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций
(индивидуальных предпринимателей) такие
выплаты не были отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль (налогу
на доходы физических лиц) в текущем отчетном
(налоговом) периоде. По сравнению с порядком,
действовавшем в этом отношении
до 01 января 2002 года,
данная норма позволяла
легче идентифицировать, какие именно
выплаты (вознаграждения) не подлежат
обложению ЕСН.
К объектам налогообложения
относились, в том числе, выплаты, осуществляемые
физическим лицом в отношении наемных
работников, труд которых используется
в личном (домашнем) хозяйстве в качестве
домашних работниц, личных секретарей,
шоферов, сторожей, нянь и др.
Объектом налогообложения для
главы крестьянского (фермерского)
хозяйства и крестьянского (фермерского)
хозяйства – работодателей являлись
выплаты и вознаграждения, производимые
в пользу наемных работников.
Объектом налогообложения для
крестьянского (фермерского) хозяйства
являлся доход главы крестьянского
(фермерского) хозяйства, включая доход
членов данного хозяйства.
1.5
От уплаты налога освобождались:
Большинство установленных
законодательством пособий и компенсаций,
не облагаемых налогом на доходы физических
лиц;
Компенсация за неиспользованный
отпуск при увольнении;
Страховые взносы организации
за своих работников по договорам: добровольного
медицинского страхования, заключенным
на срок не менее года;
По договорам добровольного
личного страхования на случай трудового
увечья или наступления смерти застрахованного
работника;
Другие доходы.
Также не облагались налогом
любые выплаты, которые фирма не относит
к расходам, уменьшающим налоговую базу
по налогу на прибыль. Единым социальным
налогом не облагались доходы сотрудников,
которые являются инвалидами I, II и III группы.
Чтобы не платить налог с доходов инвалидов,
в налоговую инспекцию необходимо было
представить список инвалидов с номерами
и датами выдачи справок, подтверждающих
факт инвалидности.
1.6 Налоговая
база ЕСН
Налоговый кодекс Российской
Федерации (НК РФ) в статье 237 определяет
налоговую базу единого социального налога.
Для налогоплательщиков первой группы
она представляет собой сумму выплат и
иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками
за налоговый период в пользу физических
лиц. При этом учитываются любые вознаграждения,
независимо от формы их выплаты. К такому
вознаграждению, например, может относиться
полная или частичная оплата товаров (работ,
услуг, имущественных прав), предназначенных
для самого физического лица либо членов
его семьи, в том числе коммунальных услуг,
питания, отдыха, обучения в их интересах.
Налоговая база определяется отдельно
по каждому физическому лицу с начала
налогового периода по истечении каждого
месяца нарастающим итогом.
Для налогоплательщиков второй группы
налоговой базой является сумма доходов,
полученных ими за налоговый период и
в денежной, и в натуральной форме от предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности,
за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Выплаты и вознаграждения (вне
зависимости от формы, в которой они производятся)
не признаются объектом налогообложения,
если:
-у налогоплательщиков-организаций
такие выплаты не отнесены
к расходам, уменьшающим налоговую
базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде;
-у налогоплательщиков
— индивидуальных предпринимателей,
нотариусов, занимающихся частной
практикой, адвокатов, учредивших адвокатские
кабинеты, или физических лиц
такие выплаты не уменьшают
налоговую базу по налогу на
доходы физических лиц в текущем
налоговом периоде.
Налогоплательщики первой группы
определяют налоговую базу отдельно по
каждому физическому лицу с начала налогового
периода по истечении каждого месяца нарастающим
итогом.
Налогоплательщики второй группы
определяют налоговую базу как сумме доходов,
полученных такими налогоплательщиками
за налоговый период как в денежной, так
и в натуральной форме от предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности,
за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом состав расходов, принимаемых
к вычету в целях налогообложения данной
группой налогоплательщиков, определяется
в порядке, аналогичном порядку определения
состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями
главы 25 НК РФ.
1.7 Налоговый и
отчетный период
Налоговым периодом является
календарный год. Отчетными периодами
для налогоплательщиков первой группы
признаются первый квартал, полугодие
и девять месяцев календарного года.
У налогоплательщиков второй группы
отчетных периодов нет.
По итогам налогового периода
налогоплательщики подают налоговую декларацию
(первая группа — до 31 марта года, следующего
за отчетным, вторая группа — до 30 апреля
года, следующего за отчетным).
За отчетные периоды налогоплательщики первой группы
предоставляются расчет авансовых платежей
в срок до 20 числа месяца, следующего за
отчетным периодом.
Налогоплательщики первой группы:
квартальные расчеты по авансовым
платежам по налогу предоставляется в
налоговую инспекцию в срок до 20 числа
месяца, следующего за отчетным периодом.
Годовая налоговая декларация
предоставляется в налоговую инспекцию
в срок до 31 марта года, следующего за налоговым
периодом. Копия годовой декларации с
отметкой налоговой инспекции предоставляется
налогоплательщиком в отделение Пенсионного
фонда в срок до 1 июля года, следующего
за налоговым периодом.
Налогоплательщики второй группы:
годовая налоговая декларация
предоставляется в налоговую инспекцию
в срок до 30 апреля года, следующего за
налоговым периодом.
При представлении налоговой
декларации адвокаты обязаны были представить
в налоговый орган справку от коллегии
адвокатов, адвокатского бюро или юридической
консультации о суммах уплаченного за
них налога за истекший налоговый период.
1.8 Ставки налогов
Ставки единого социального
налога, учитывая целевой характер использования,
предусматривали их распределение по
соответствующим социальным фондам.
Ставки налогов и их распределение
определялись статьей 241 Налогового Кодекса
РФ.
Ставка налога рассчитывалась,
исходя из зарплаты сотрудника, при этом
действовала регрессивная шкала: чем больше
зарплата, тем меньше налог.
Обычный размер ставки — для
наемного работника, имеющего годовой
доход менее 280 тыс. руб. — составлял 26
%. Типичный пример распределения этих
денег для такого работника выглядит так:
· ПФР— 20 %
· ФСС— 2,9 %
· ФОМС— 3,1 %
Итого: 26 %
Все указанные проценты относились
к заработной плате до вычитания из нее
подоходного налога.
При расчете ЕСН надо помнить
о регрессе: чем выше база для начисления
налога (она рассчитывалась для каждого
сотрудника нарастающим итогом с января
каждого года), тем ниже ставки отчислений.
Вот существовавшая сетка ставок для каждого
предела:
Направление отчисления
1-ый предел (0-280 000 руб. включительно)
2-ой предел (280 000-600 000 руб.
включительно)
3-ий предел (более 600 000 руб.).
2.
Реформа ЕСН
Федеральный закон от 24 июля
2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" реформирует
систему социального обеспечения. Вместо
ЕСН вводятся страховые взносы. Система
их уплаты во многом схожа с существующим
порядком уплаты ЕСН (в целом остается
тем же объект обложения страховыми взносами,
сохраняется в принципе тот же перечень
выплат, освобожденных от обложения).
С 2011 года устанавливаются следующие
тарифы страховых взносов:
- 26% - в Пенсионный фонд
РФ (на обязательное пенсионное
страхование);
- 2,9% - в Фонд социального
страхования РФ (на обязательное
социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством);
- 2,1% - в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
(на обязательное медицинское
страхование);
- 3% - в территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования (на обязательное медицинское
страхование).
Таким образом, с 2011 г. общий
тариф страховых взносов составит 34% (в
переходном 2010 году - 26%). Для отдельных
категорий (организации - резиденты технико-внедренческих
зон и др.) на 2010 - 2014 гг. установлены пониженные
тарифы.
Регрессивная шкала взносов
не предусмотрена. Однако база страховых
взносов в отношении каждого физического
лица ограничена суммой 415 тысяч рублей
нарастающим итогом с начала года (с ежегодной
индексацией в соответствии с ростом средней
заработной платы), и с превышающей ее
суммы взносы не взимаются.
В отличие от порядка обложения
ЕСН не предусмотрено как необходимое
условие для обложения выплат страховыми
взносами их отнесение на расходы, уменьшающие
налоговую базу по налогу на прибыль. Другим
отличием стало признание обязанности
по уплате страховых взносов неисполненной
в случае неправильного указания в платежном
поручении кода бюджетной классификации.
Контролировать исчисление
и уплату страховых взносов будут: Пенсионный
фонд РФ - на обязательное пенсионное и
обязательное медицинское страхование;
Фонд социального страхования РФ - на обязательное
социальное страхование.
Порядок контроля за уплатой
страховых взносов и процедура обжалования
актов органов контроля в целом аналогичны
содержащимся в части первой Налогового кодекса РФ. Сходны полномочия контролирующих
органов (проведение проверок, определение
взносов расчетным путем, принудительное
взыскание недоимок, пеней и штрафов за
счет денежных средств, имущества и др.).
В то же время органы контроля за уплатой
страховых взносов в отличие от налоговых
органов не вправе приостанавливать операции
по счетам плательщика, производить выемку
документов, налагать арест на имущество.
Установлено, что выездная проверка
плательщика страховых взносов может
проводиться не чаще одного раза в три
года. Возможны совместные проверки со
стороны контролирующих органов. Проведение
повторных выездных проверок не предусмотрено.
Обязательное досудебное обжалование
актов органов контроля не установлено.
Плательщик вправе подать жалобу в вышестоящий
контролирующий орган либо в суд.
В связи с реформой с 1 января
2010 г. признается утратившей силу глава 24 о ЕСН Налогового кодекса РФ.
Из его текста исключаются упоминания
о ЕСН (либо по смыслу производится замена
на страховые взносы), а также нормы об
органах государственных внебюджетных
фондов. Устанавливается, что права и обязанности
по ЕСН, возникшие в истекшие до 1 января
2010 года налоговые периоды, осуществляются
в порядке, установленном Налоговым кодексом
РФ с учетом положений его главы 24.
При новой системе нагрузка
на плательщиков в целом существенно увеличится.
Это связано с более высокими тарифами,
отказом от применения регрессивной шкалы,
отсутствием условия об учете в объекте
обложения страховыми взносами выплат,
относимых к расходам, уменьшающим налоговую
базу по налогу на прибыль. Уменьшение
нагрузки возможно лишь при достаточно
высоких зарплатах.
Некоторые категории плательщиков,
применяющих пониженные ставки или льготы
по ЕСН, потеряют эту возможность. Так,
ухудшится положение организаций в области
информационных технологий, организаций
- резидентов технико-внедренческих зон,
сельскохозяйственных производителей,
организаций, в которых работают инвалиды.
Однако отдельные категории
плательщиков, предположительно, не понесут
значительных потерь от перехода на новую
систему (индивидуальные предприниматели,
нотариусы, адвокаты). Для плательщиков,
производящих выплаты иностранцам и лицам
без гражданства, временно пребывающим
на территории России, положительным моментом
является исключение таких выплат из облагаемой
базы (согласно же Налоговому кодексу РФ такие суммы облагаются
ЕСН).
К осложняющим последствиям
нужно отнести то, что появляются дополнительные
контролирующие органы, которые будут
проводить проверки плательщиков. Соответственно,
у плательщиков возрастут административные
издержки, затраты времени.