ЕНВД в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ ЕНВД в Российской Федерации и анализ расчета налогооблагаемой базы по единому налогу упрощенной системы налогообложения на разных уровнях, а также выявление проблем и на их основе путей решений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с сущностью ЕНВД;
- изучить отличия ОСНО и ЕНВД;

Файлы: 1 файл

Сам Курсач (Автосохраненный).docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Из таблицы видно, что больше всего единый налог на вменённый доход используют в Центральном федеральном округе 23%. Далее следуют Приволжский, Северо-Западный и Сибирский федеральные округа. Хуже всего дела обстоят в Северокавказском федеральном округе всего 3%.

 

 

Таблица 7 Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход

Округ

Сумма исчисленного налога на вменённый доход в рублях.

Сумма исчисленного налога на вменённый доход в процентах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

130 974 202

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

30 298 242

23,1

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

14 613 334

11,1

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

4 075 632

3,1

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

13 911 452

10,6

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

25 875 404

19,7

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

12 912 040

9,8

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

18 985 110

14,4

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

10 302 988

7,8


 

 

Из таблицы выше можно понять, что процентная для суммы исчисленного налога по округам мало отличается от статистики по налогооблагаемой базы. Так же лидирует Центральный федеральный округ с 30 млн рублей и 23% от общей доли. В Северокавказском федеральном округе исчислено всего 4 с небольшим млн. рублей что всего 3 процента от общей суммы.

Таблица 8 Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Округ

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации (человек)

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации (процентов)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

2 346 563

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

490637

20,91

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

229935

9,8

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

125683

5,36

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

334228

14,24

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

497398

21,2

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

212424

9,05

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

333758

14,22

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

122500

5,22


 

 

Как видно в таблице 8 что больше всех округов ЕНВД используют в Приволжском федеральном округе почти 500 тыс. человек или 21% от общей доли, так же высокая доля у Центрального федерального округа 20%. Интересно отметить что число налогоплательщиков в Приволжском больше, а налоговая база в Центральном округе больше на 3 процента, что означает в Центральном федеральном округе налогоплательщики занимаются видами деятельности с более высокой базовой доходностью. Что касается наименьшего количества налогоплательщиков здесь лидирует Дальневосточный федеральный всего 5% от числа всех налогоплательщиков, использующих ЕНВД.

Итак, проанализировав данные статистики по определению налоговой базы, уплаченному налогу в бюджет в целом по Федерации, по отдельным округам можно сделать вывод, что ЕНВД в своем большинстве используют частные предприниматели.

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ НА ДОХОД В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Единый налог на вмененный доход — один из самых распространенных специальных налоговых режимов среди представителей малого бизнеса.

Переход к специальному налоговому режиму, предусматривающему уплату единого налога на вмененный доход, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями с 2013 года добровольно и в порядке, предусмотренном гл. 26.3 НК РФ.

При применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности следует отметить ряд проблем.

Базовая доходность, установленная по видам деятельности, в некоторых случая не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности. Также законодательством не всегда учитываются специфические особенности экономической деятельности. Не учитывается, что большинство предпринимателей на ЕНВД занимаются мелким бизнесом, не приносящим большого дохода, и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и ИП, которые используют в своей деятельности труд наемных работников. Поэтому во многих регионах показатели базовой доходности установлены в значительно завышенных либо в заниженных размерах, что, в свою очередь, приводит к неравенству условий их налогообложения и к нарушению целостности единого экономического пространства в стране.

Ставка налога является закрепленной Налоговым Кодексом и не может изменяться. По факту роль налоговой ставки выполняет корректирующий коэффициент К2. На местном уровне устанавливаются свои коэффициенты К2 в диапазоне от крайне льготных до фактически заградительных.

Предприятие — плательщик ЕНВД является невыгодным партнером, так как не может выставить счет-фактуру заказчику для его возмещения.

Определенные налогоплательщики не могут применять ЕНВД (ст. 346.26).

Размер налога не зависит от доходов и убытков, полученных в процессе осуществления деятельности.

Сумму налога можно уменьшить на страховые взносы сотрудникам, однако последних обычно немного, поэтому сумма страховых взносов, принимаемых к уменьшению, будет небольшой.

Наличие схем уклонения от уплаты налога и неправомерного применения режима. В приведенном в письме от 31.10.13 № СА-4-9/19592 Обзоре внимание ФНС привлекли схемы дробления, целью которых является вывод выручки на низконалоговых участников бизнеса. Ревизоров призвали бороться с неправомерным переводом налогоплательщиками деятельности под уплату ЕНВД. Для этого региональных инспекторов учат внимательно исследовать условия ведения деятельности, переведенной на спецрежим. В частности, соответствуют ли они требованиям НК РФ под подозрением налоговиков окажется любая торговая компания, если она арендует площадь в помещении, превышающем 150 кв. метров. Характерными признаками неправомерного применения спецрежима названы некапитальные разграничения (стеллажами и витринами).

Помимо недостатков, специальный налоговый режим на основе единого налога на вмененный доход обладает и преимуществами:

Освобождение от уплаты некоторых налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество; для ИП — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налог на имущество.

Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (если предприятие не совмещает свою деятельность с общим режимом налогообложения).

Применение корректирующих коэффициентов позволяет учесть влияние разнообразных внешних факторов на величину дохода и снизить тем самым размер налоговой базы. К1 — это коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение потребительских цен на товары, работы или услуги в России в предыдущем периоде. К2 — это корректирующий коэффициент базовой доходности; с помощью него учитывается совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности.

Применение учета фактического времени работы, если налогоплательщик осуществлял свою предпринимательскую деятельность в течение неполного налогового периода. Например, корректирующий коэффициент изменяется при работе с санитарными, выходными днями, согласно утвержденному графику, в случае временной нетрудоспособности, аварийной ситуации, ремонта и т. д. В подобных случаях отсутствие ведения деятельности необходимо подтвердить документальным образом.

Более простая форма отчетности плательщиков Единого налога на вмененный доход, а именно — налоговой декларации, которая содержит всего 5 страниц. Заполняется она намного легче, чем обычная налоговая декларация по налогу на прибыль, так как нужно лишь знать величину физических показателей и базовой доходности, значения коэффициентов К1 и К2 и формулу исчисления налога.

Отмена единого налога на вмененный доход, по заверениям Министерства Финансов РФ, случится не раньше 2018 года. Но упразднение данного специального налогового режима планировалось еще в 2014 году. Законопроект, который отменял бы ЕНВД с 2014 года, был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 2011 году и сразу же вызвал резкое возмущение у многих предпринимателей. Против отмены ЕНВД выступали и малый, и крупный бизнес, поэтому и было принято решение не спешить с его отменой.

Плательщиками Единого налога на вмененный доход являются около 50 % организаций малого бизнеса и предпринимателей. Для них он очень удобен в плане того, что, уплачивая один налог, они освобождаются от некоторых других. Данные налогоплательщики ведут упрощенный налоговый и бухгалтерский учет, у них нет необходимости покупать и содержать кассовый аппарат. Налог, к тому же, очень просто рассчитывается — достаточно умножить базовую доходность на значение физического показателя и на корректирующие коэффициенты. Но для крупных организаций ЕНВД применять невыгодно, так как им приходится вести более сложный и дорогой раздельный учет операций, облагаемых единым налогом и обычными налогами.

Можно сказать, что как налог ЕНВД устарел. С самого начала он вводился для тех областей деятельности, где государственный контроль тогда было трудно осуществлять. Но в настоящее время он является существенным послаблением административного и налогового гнета для малого бизнеса. Поэтому верное решение предоставить выбор налогоплательщикам решить, какой налоговый режим применять — обычный или специальный.

В то же время, от сохранения такой системы налогообложения, как единый налог на вмененный доход, выиграют и некоторые крупные компании, а именно ресторанные и торговые сети. Часто в регионах собственники подобных предприятий искусственно разделяют свой бизнес на несколько мелких для того, чтобы любая его доля попадала под льготное налогообложение, что позволяет сэкономить на налоговых платежах в бюджет. Кроме того, организации и предприниматели на ЕНВД нередко входят в состав налогосберегающих схем для производственных предприятий. Сумма единого налога не зависит от финансовых результатов их деятельности, поэтому они используются для легализации обналиченных с помощью компаний «однодневок» сумм.

Не сложно догадаться, что отмена вмененного режима, нанеся существенный удар по малому бизнесу, может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, что в конечном итоге, отрицательно скажется на поступлениях в местные бюджеты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Государством неоднократно применялись меры для развития малого бизнеса.

Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде единого налога на вменный доход предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

На принятие решения о целесообразности применения ЕНВД влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса.

Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную ЕНВД или обычную систему налогообложения, решается на основе обычного критерия – экономической выгодности – путем взвешивания достоинств и недостатков упрощенной системы налогообложения в каждом конкретном случае.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что единый налог на вменённый доход является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Налоговый кодекс Российской  Федерации (Ч. 1) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2 Налоговый кодекс Российской  Федерации (Ч. 2) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

3 Единый налог на вмененный  доход.  [Текст]: учеб. пособие / М. Беспалов – Москва: Изд-во Эксмо, 2015. – 96с.

4 Единый налог на вмененный доход для организаций и индивидуальных предпринимателей [Текст]: учеб. пособие Галина Касьянова – АБАК, 2014. – 248 с.

5 Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения [Текст]: учеб. пособие / Иван Феоктистов - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. -160 с.

6 Налоги. Расчет и оптимизация [Текст]: учеб. пособие / Сергей Молчанов – Питер, 2013. – 544 с.

7 Налоги и налогообложение. Учебное пособие [Текст]: учеб. пособие /  Александр Суглобов, Наталья Бобошко - Юнити-Дана, 2015. – 544 с.

8 Налоги и налогообложение. Учебное пособие [Текст]: учеб. пособие /  Ольга Мамрукова - Омега-Л, 2015. – 416 с.

9 Налоги и налогообложение. Учебник и практикум [Текст]: учебник / Георгий Поляк, - Юрайт, 2015. – 474 с.

10 Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум [Текст]: учебник / Любовь Гончаренко, - Юрайт, 2015. – 544 с.

11 Сайт ФНС России [Электронный ресурс]: – Доступ из http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t1

 

 

 


Информация о работе ЕНВД в Российской Федерации