Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и значение финансового контроля
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
ГЛАВА 2 . СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
2.1 Органы государственного финансового контроля
2.2 Органы негосударственного финансового контроля.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля
3.2 Финансовый мониторинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРС фин контроль 2012.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)


Государственный финансовый контроль
ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

1.1 Сущность и значение финансового контроля

1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

ГЛАВА 2 . СИСТЕМА И  ОРГАНИЗАЦИЯ  ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

2.1 Органы государственного финансового  контроля

2.2 Органы негосударственного финансового контроля.

ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля

3.2 Финансовый мониторинг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608". В указанных документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Важнейший элемент экономической безопасности страны - финансовая безопасность, реализовываемая через финансовый контроль. Это - основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.

Важнейшим направлением деятельности ор­ганов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздей­ствием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и ис­пользования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контро­ля, его сущности и формах остается дискуссион­ным в экономической и юридической литерату­ре. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Возне­сенский.

Финансовый контроль является неотъемлемой составной ча­стью финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований и представляет собой объективно необходимую и об­щественно-полезную деятельность. В системе управления хозяй­ственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

Таким образом, рассматриваемая тема носит очень актуальный и значимый характер.

Основная цель работы – раскрыть сущность финансового контроля и охарактеризовать современное правовое регулирование деятельности уполномоченных органов,  осуществляющих финансовый  контроль.

Задачи работы:

1.     Проанализировать понятие финансового контроля.

2.     Раскрыть различные его виды и методы осуществления.

3.     Исследовать особенности реализации государственного финансового контроля различными органами власти

4.     Изучить аудит, как особую разновидность негосударственного  финансового контроля.

Учитывая указанные цели и задачи работы ее структур представляет собой последовательное изложение рассматриваемых аспектов темы. Так в первой главе работы анализируются теоретические основы финансового контроля. Далее, во второй главе работы непосредственно характеризуются органы власти РФ, обеспечивающие государственный финансовой контроль Заключительная глава работы представляет собой исследование независимо финансовго контроля (аудита).

Следует отметить, что  по данной теме существует достаточно большое количество научной и учебной литературы. Это обстоятельство еще раз подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы. Однако наряду с общими учебниками  существуют различные самостоятельные публикации различных специалистов относительно исследуемых проблем. В связи с этим  при написании работы были проанализированы труды таких авторов как:  Белобжецкий И.А. Бурцев В.В., Шохин С.О., Эриашвили Н.Д., Гирев В.Н., Землин А.И. , Данилевский Ю.А. и др.

 

 


ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

1.1 Сущность и значение финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы кон­троля выступает финансовый контроль.

Исследование финансового контроля в условиях нестабиль­ности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денеж­ных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, за­конодатели при разработке того или иного правового акта в об­ласти финансового контроля должны руководствоваться выво­дами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Финансовый контроль является формой реализации кон­трольной функции финансов. Она (форма) определяет назначе­ние и содержание финансового контроля[1]. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменя­ются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический[2].

Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов. Методический контроль — это методы осуществления кон­трольных действий.

Технический контроль — совокупность приемов проверки до­кументов и операций. Финансовый контроль можно первона­чально определить как одну из разновидностей финансовой дея­тельности государства.

Объектом финансового контроля являются денежные, рас­порядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы госу­дарства. Непосредственным предметом проверок выступают та­кие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти по­казатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля явля­ются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие.

1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста фи­нансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организа­циях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятель­ности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банков­ских структур за надлежащее исполнение финансовой дисцип­лины. Эта ответственность может быть выражена как в админи­стративных, так и финансовых (материальных) мерах воздейст­вия на нарушителя финансовой дисциплины. Финансовые меры воздействия конкретно проявляются че­рез финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансо­вого механизма, которые содействуют повышению эффективно­сти производства, его интенсификации, экологическому оздо­ровлению.

Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый кон­троль можно определить как разновидность финансовой дея­тельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределе­ния и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

 

1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

Финансовый контроль осуществляется в установленном по­рядке всей системой органов государства, а также специальны­ми контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и незави­симый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный контроль реализуется через общегосударст­венный, вневедомственный и ведомственный финансовый кон­троль, осуществляемый органами государственной власти и управления[3].

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосудар­ственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении госу­дарственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной систе­мы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесо­образность осуществляемых расходов.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется спе­циальными финансово-кредитными органами, такими, как Ми­нистерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерст­во РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой по­лиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность дан­ных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отме­тим, что финансовый контроль этих органов направлен на объ­екты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль мини­стерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, органи­заций, учреждений[4]. Данный контроль осуществляется самостоя­тельными структурными контрольно-ревизионными подразде­лениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ве­домств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обос­нованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из пред­посылок создания института аудита в Российской Федерации.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразде­лениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом плани­рования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансо­вые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входя­щих в него структурных подразделений (цехов, участков, отде­лов, филиалов).

Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физиче­скими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление дос­товерности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономиче­ских субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Форма финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и после­дующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглаше­ний, учредительных документов и т.д. Таким образом, он спо­собствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

Информация о работе Финансовый контроль