Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:42, реферат
В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и значение финансового контроля
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
ГЛАВА 2 . СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
2.1 Органы государственного финансового контроля
2.2 Органы негосударственного финансового контроля.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля
3.2 Финансовый мониторинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный финансовый контроль
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и значение финансового контроля
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
ГЛАВА 2 . СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
2.1 Органы государственного финансового контроля
2.2 Органы негосударственного финансового контроля.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля
3.2 Финансовый мониторинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608". В указанных документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
Важнейший элемент экономической безопасности страны - финансовая безопасность, реализовываемая через финансовый контроль. Это - основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.
Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский.
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
Таким образом, рассматриваемая тема носит очень актуальный и значимый характер.
Основная цель работы – раскрыть сущность финансового контроля и охарактеризовать современное правовое регулирование деятельности уполномоченных органов, осуществляющих финансовый контроль.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие финансового контроля.
2. Раскрыть различные его виды и методы осуществления.
3. Исследовать особенности реализации государственного финансового контроля различными органами власти
4. Изучить аудит, как особую разновидность негосударственного финансового контроля.
Учитывая указанные цели и задачи работы ее структур представляет собой последовательное изложение рассматриваемых аспектов темы. Так в первой главе работы анализируются теоретические основы финансового контроля. Далее, во второй главе работы непосредственно характеризуются органы власти РФ, обеспечивающие государственный финансовой контроль Заключительная глава работы представляет собой исследование независимо финансовго контроля (аудита).
Следует отметить, что по данной теме существует достаточно большое количество научной и учебной литературы. Это обстоятельство еще раз подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы. Однако наряду с общими учебниками существуют различные самостоятельные публикации различных специалистов относительно исследуемых проблем. В связи с этим при написании работы были проанализированы труды таких авторов как: Белобжецкий И.А. Бурцев В.В., Шохин С.О., Эриашвили Н.Д., Гирев В.Н., Землин А.И. , Данилевский Ю.А. и др.
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Исследование финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля[1]. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.
Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический[2].
Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов. Методический контроль — это методы осуществления контрольных действий.
Технический контроль — совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.
Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие.
1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.
2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.
4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.
5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.
6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.
Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.
Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления[3].
Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.
Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность данных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отметим, что финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.
Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений[4]. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Форма финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.