Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:13, контрольная работа
В российской правовой науке отдельные вопросы, связанные с налоговой обязанностью, порядком ее исполнения и фискальными органами находят отражение в научных работах, однако отсутствует единое, комплексное исследование, посвященное обязанности по уплате налогов как одной из базовых правовых (юридических) обязанностей и как центральной, системообразующей категории налогового права. Исполнение налоговой обязанности оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, на формирование государственного бюджета.
Введение
В российской правовой науке отдельные вопросы, связанные с налоговой обязанностью, порядком ее исполнения и фискальными органами находят отражение в научных работах, однако отсутствует единое, комплексное исследование, посвященное обязанности по уплате налогов как одной из базовых правовых (юридических) обязанностей и как центральной, системообразующей категории налогового права. Исполнение налоговой обязанности оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, на формирование государственного бюджета. Отношения, возникающие в процессе исполнения налоговой обязанности, по своей природе конфликтны, в них заложены противоречия между частноправовыми и публично-правовыми интересами. Следует особо подчеркнуть важность разработки рассматриваемой темы в силу значимости налогов не только как источников пополнения государственного бюджета, но и как средств согласования публично-правовых и частноправовых интересов. Причем, важно обеспечение баланса этих интересов, позволяющее не допускать как ущемления публично-правовых интересов из-за их тесной связи с осуществлением государственных функций (в том числе и социально ориентированных), так и незаконного ограничения частноправовых интересов в силу необходимости защиты законных прав граждан.
Объектом контрольной работы выступают общественные отношения, связанные с возникновением, должным исполнением налоговой обязанности, а так же фискальные органы. Предметом контрольной работы выступают правовые нормы различных отраслей законодательства, в том числе налогового, гражданского, регулирующие отношения, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности. Цель контрольной работы - разработка теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования порядка исполнения налоговой обязанности. В работе подробно исследуются вопросы, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности, относительно возникновения, должного исполнения, приостановления и прекращения обязанности по уплате налогов.
1. Фискальные органы
Фискальные органы - правоохранительные органы РФ, основной задачей которых является обеспечение экономической безопасности и стабильности государства.
Фискальная политика - составная часть экономической политики, совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач; проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре государственных доходов и расходов. К фискальным органам РФ можно отнести налоговые и таможенные органы.1
Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Единая централизованная Система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, другими законами. Права и обязанности налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Федеральная налоговая служба - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства, и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.2
2. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности
Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта, т.е. прежде всего в передаче государству, муниципальному образованию, как правило, в собственность определенного количества денежных средств. Предметом исполнения налоговой обязанности являются деньги: уплата налога, как это следует из ст. 8 НК, производится посредством изъятия из владения и, как правило, собственности обязанного лица именно денег.
НК РФ исходит из того, что обязанность по уплате налогов и сборов должна исполняться налогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам (плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплате налогов (сборов), НК РФ предусматривает возможность принудительного исполнения этой обязанности. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.3
Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
- юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
-юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ. Статья 47 НК РФ устанавливает ряд условий для обращения взыскания налога, а также пеней за счет имущества налогоплательщика. Взыскать недоимки по налогам может только налоговый орган, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (или налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), и только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.4
Обоснованное решение об обращении взыскания на имущество организации выносится руководителем (его заместителем) налогового органа. В этом решении необходимо указать на то, что налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налога и сбора и что взыскать эту задолженность за счет денежных средств, находящихся на счетах данной организации, не представляется возможным из-за отсутствия на них необходимого денежного остатка.
Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество
должностного лица и
2) дату принятия и номер
решения руководителя (его заместителя)
налогового органа о взыскании
налога за счет имущества
3) наименование и адрес
налогоплательщика-организации
4) резолютивную часть
решения руководителя (его заместителя)
налогового органа о взыскании
налога за счет имущества
5) дату вступления в
силу решения руководителя (его
заместителя) налогового органа
о взыскании налога за счет
имущества налогоплательщика-
6) дату выдачи указанного постановления.5
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа. На основании этого решения составляется постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика, которое направляется судебному приставу-исполнителю.
НК РФ определяет собственную очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика-организации. Эта очередность установлена п. 4 ст. 47 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств;
2) имущества, не участвующего
непосредственно в
3) готовой продукции (товаров),
а также иных материальных
ценностей, не участвующих и (или)
не предназначенных для
4) сырья и материалов,
предназначенных для
5) имущества, переданного
по договору во владение, пользование
или распоряжение другим лицам
без перехода к ним права
собственности на это
6) другого имущества. Взыскание
может быть обращено и на
имущество, не входящее в эту
группу, но при условии, что соответствующие
договоры на передачу этого
имущества будут расторгнуты
или признаны
Все исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.7 Это тот срок, в течение которого должны быть совершены исполнительные действия, включая реализацию имущества и перечисление вырученных средств в бюджет или внебюджетный фонд (п. 3 ст. 47 НК РФ). В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика- организации или налогового агента - организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм (п. 5 ст. 47 НК РФ).
Заключение
Уплата налогов
(сборов) является конституционной обязанностью
лиц, выступающих в налоговых правоотношениях
в качестве налогоплательщиков или плательщиков
сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности,
говорится: «Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы». Содержание
обязанности по уплате налогов и сборов
заключается в наличии у налогоплательщика
(плательщика сбора) правовой обязанности
уплатить законно установленный, правильно
исчисленный, в определенном размере,
с соблюдением установленного порядка
и срока налог или сбор. Не всякий налог
(сбор), установленный и введенный на той
или иной территории по выраженной в соответствующем
акте воле государства или территориально-
Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами налоговой полиции. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговая обязанность». Это узкий подход к определению понятия «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора». Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно. Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налогоплательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты федеральных, региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодателем.8
Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению налогового органа. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).