Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 22:49, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности системы источников налогового права.
Задачи:
Определить источники налогового права: понятие и классификация
Рассмотреть налоговый кодекс Российской Федерации как источник налогового права
Определить нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
Рассмотреть индивидуальные налогово-правовые акты, как источник налогового права
Рассмотреть решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Источники налогового права: понятие и классификация……………….стр.5
2. Налоговый кодекс Российской Федерации………………………...……стр.7
3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству………………………...….стр.9
4. Индивидуальные налогово-правовые акты……………………….…….стр.11
5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений…………………………………………………...….стр.13
6. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения
Заключение……………………………………………………………….….стр.16
Список используемой литературы…………………………………...…….стр.19
1) издан органом, не имеющим в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены налоговым кодексом Российской Федерации;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные налоговым кодексом Российской Федерации;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные налоговым кодексом Российской Федерации;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом. [5;28]
4. Индивидуальные налогово-
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:
– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;
– являются властными и обязательными для исполнения;
– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;
– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;
– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;
– обеспечиваются государственным принуждением.
Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.
Характерные черты
– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;
– официальное решение, принятое органом публичного управления;
– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.
Классификация:
1) по субъектам, их принимающим (издающим):
– налоговыми органами – (большинство актов),
– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),
– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),
– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,
– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).
2) по направленности действия:
– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),
– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),
– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).
3) по характеру правового воздействия:
– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,
– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.
4) по форме:
– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,
– недоговорные – все остальные. [4;76]
5. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе правового регулирования налоговых отношений
Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция Российской Федерации и решения конституционного суда Российской Федерации, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит налоговым кодексом Российской Федерации.
К источникам налогового права относятся не все акты конституционного суда Российской Федерации, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции Российской Федерации, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.
Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:
– решения Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными для всех правоприменителей;
– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;
– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.
Основные характеристики позиций Конституционного Суда Российской Федерации:
итогово-обощающий характер.
оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.
правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.
концептуальный характер.
общий характер.
юридическая обязательность.
правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.
Виды правовых позиций:
1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.
2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.
3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.
Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации:
1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.
2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции Российской Федерации о законном установлении налогов и сборов.
3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.
4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции Российской Федерации.
5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда Российской Федерации об ответственности за налоговые правонарушения. [5;128]]
6. Международные договоры
и соглашения по вопросам
К источникам международного налогового права относятся национальное законодательство и международное соглашения (Директива ЕС «О введении единого НДС», Соглашение «Об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам», торговые договоры).
Налоговый кодекс – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России.
Он состоит из 2 частей:
часть I (01.01. 1999 г) в этой части установлены и закреплены:
система законодательства о налогах и сборах;
общие принципы налогообложения;
система налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц;
налоговые органы и участники налоговых отношений;
основания возникновения, изменения, прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;
порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
ответственность за совершения налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых органов.
часть II (01.01. 2001 г) включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов[3]
Заключение
Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.
Под нормативным правовым актом понимается принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.
Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ.
Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ.
Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.
Следующими источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.
Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение.
Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации. [2]