Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:53, реферат

Описание работы

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика (декларация, документы, представленные налогоплательщиком для исчисления и уплаты налога, и другие документы, имеющиеся у налогового органа, например расчеты по налогам, справки об авансовых платежах). Налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе потребовать дополнительные сведения, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ).

Файлы: 1 файл

камеральная налоговая проверка.docx

— 16.18 Кб (Скачать файл)

КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

     Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов о деятельности налогоплательщика (декларация, документы, представленные налогоплательщиком для исчисления и уплаты налога, и другие документы, имеющиеся у налогового органа, например расчеты по налогам, справки об авансовых  платежах). Налоговый орган при  проведении камеральной проверки вправе потребовать дополнительные сведения, а также получать объяснения и  документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ).

     Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах  и сборах не предусмотрены иные сроки.

     Если  камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или  противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

     При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

     На  суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы  налога и пени.

     Налоговые споры по камеральным проверкам  в основном связаны с возмещением (возвратом или зачетом) налога на добавленную стоимость (НДС), возмещением  экспортного НДС, а также с  налогом на прибыль.

     О начале камеральной проверки налогоплательщик не информируется.

     Первое, что проверяется в ходе камеральной  проверки - факт представления отчетности.

     Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту  его учета лично или через  его представителя, направлены в  виде почтового отправления с  описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленным формам на бумажных носителях или в электронном  виде.

     Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается  дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного  письма с описью вложения.

     На  каждом документе принятой налоговой  декларации (титульном листе) проставляются  сведения о ее представлении в  налоговый орган. В случае сдачи  налоговой декларации и бухгалтерской  отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговый орган  по просьбе налогоплательщика проставляет  отметку о принятии декларации и  дату ее представления.

     На  стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все  представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие  всех необходимых реквизитов. Сотрудник  отдела (камеральных проверок) работы с налогоплательщиками не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случаев их представления по неустановленной форме.

     Если  налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, то налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.119 НК РФ. Согласно п.1 данной статьи непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

     На  основании п.2 этой же статьи непредставление  налогоплательщиком декларации в течение  более 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц  начиная со 181-го дня.

     Кроме того, за просрочку представления  декларации должностные лица организации  несут ответственность, предусмотренную  ст.15.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), - штраф в  размере от трех до пяти МРОТ.

     Второй  этап камеральной проверки - проверка самой отчетности.

     В рамках камеральной проверки налоговый  инспектор проверяет:

     – правильность исчисления налоговой базы;

     – правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

     – обоснованность заявленных налоговых вычетов;

     – правильность примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

     На  этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный  анализ, включающий:

     – камеральную проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

     – камеральную проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

     – связь показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

     – оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников. 

     Статья 88. Камеральная налоговая проверка 
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

     1. Камеральная налоговая проверка  проводится по месту нахождения  налогового органа на основе  налоговых деклараций (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов  о деятельности налогоплательщика,  имеющихся у налогового органа.

     2. Камеральная налоговая проверка  проводится уполномоченными должностными  лицами налогового органа в  соответствии с их служебными  обязанностями без какого-либо  специального решения руководителя  налогового органа в течение  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые  в соответствии с настоящим  Кодексом должны прилагаться  к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах  и сборах не предусмотрены  иные сроки.

     3. Если камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречия  между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо  выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

     4. Налогоплательщик, представляющий  в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок  в налоговой декларации (расчете)  и (или) противоречий между  сведениями, содержащимися в представленных  документах, вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового  и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие  достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет).

     5. Лицо, проводящее камеральную налоговую  проверку, обязано рассмотреть представленные  налогоплательщиком пояснения и  документы. Если после рассмотрения  представленных пояснений и документов  либо при отсутствии пояснений  налогоплательщика налоговый орган  установит факт совершения налогового  правонарушения или иного нарушения  законодательства о налогах и  сборах, должностные лица налогового  органа обязаны составить акт  проверки в порядке, предусмотренном  статьей 100 настоящего Кодекса.

     6. При проведении камеральных налоговых  проверок налоговые органы вправе  также истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующих  налоговые льготы, документы, подтверждающие  право этих налогоплательщиков  на эти налоговые льготы.

     7. При проведении камеральной налоговой  проверки налоговый орган не  вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения и документы,  если иное не предусмотрено  настоящей статьей или если  представление таких документов  вместе с налоговой декларацией  (расчетом) не предусмотрено настоящим  Кодексом.

     8. При подаче налоговой декларации  по налогу на добавленную стоимость,  в которой заявлено право на  возмещение налога, камеральная  налоговая проверка проводится  с учетом особенностей, предусмотренных  настоящим пунктом, на основе  налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком  в соответствии с настоящим  Кодексом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

     9. При проведении камеральной налоговой  проверки по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо  документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у  налогоплательщика иные документы,  являющиеся основанием для исчисления  и уплаты таких налогов.

     10. Правила, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также  на плательщиков сборов, налоговых  агентов, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом.


Информация о работе Камеральная налоговая проверка