Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:35, статья
Основные законы страны относят уплату налогов в бюджет к обязанностям всех граждан. Это во многом обусловливается тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит наполняемость бюджетов различных уровней, влияющая в свою очередь на стабильность выплат заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.
В постепенно реформирующейся экономике страны налоговая система занимает особое место, являясь одним из факторов ее стабильности. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
Конституция России устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...»1.
Налоговый кодекс устанавливает: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы»2.
Таким образом, Основные законы страны относят уплату налогов в бюджет к обязанностям всех граждан. Это во многом обусловливается тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит наполняемость бюджетов различных уровней, влияющая в свою очередь на стабильность выплат заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.
В постепенно реформирующейся экономике страны налоговая система занимает особое место, являясь одним из факторов ее стабильности. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями3.
Однако некоторые граждане стараются скрыть свои доходы, что приводит к уменьшению денежной суммы поступающей в бюджет страны.
Несоответствие или отставание налогового законодательства от реальностей повседневной действительности часто порождает в среде предпринимательства неуверенность, подталкивает к нахождению новых способов сокрытия доходов от налогообложения.
Но закон есть закон, и его необходимо исполнять. При анализе судебной практики можно констатировать, что предприниматели пытаются уклониться от уплаты налогов.
Что же будет, если предприниматель в срок не уплатит налоги или пренебрежит такой обязанностью вообще, то есть совершит налоговое правонарушение или преступление.
Что же закон понимает под правонарушением?
Итак, правонарушение – это виновно совершенное противоправное, то есть противоречащее закону, деяние (действие или бездействие) налогоплательщика.
Ответственность предусмотрена за следующие деяния (гл. 16 НК):
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (то есть если хотя бы на день будет нарушен 10 - дневный срок после официальной регистрации, который дается для того, чтобы предприниматель встал на учет в налоговом органе);
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (то есть предприниматель будет вести предпринимательскую деятельности без постановки на учет в налоговой);
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (срок для предоставления таких сведений- 7 дней);
- непредставление налоговой декларации (штраф - 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц с того дня, в который предприниматель должен был ее предоставить);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (то есть если отсутствуют первичные документы, или отсутствие счета - фактуры, или регистры бухгалтерского учета и т.д. Такие действия признаются нарушениями, если они имели место в течение одного налогового периода и более и если повлекли занижение налоговой базы);
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (как результат занижения налоговой базы или неправильного исчисления);
- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (совершение с имуществом любых действий без разрешения на то налоговых органов, так как арест является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов);
За любое из перечисленных нарушений предусмотрена санкция в виде штрафа (от 5 тыс. руб.).
Штраф - однократное взыскание денежных средств в пользу государства. При этом выплата штрафа не освобождает предпринимателя от обязанности уплатить налог, предоставить декларацию, встать на учет и т.д., то есть устранить основание для ответственности.
К ответственности привлекается как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, при этом сумма штрафа не зависит от формы.
В законе предусмотрены некоторые обстоятельства, которые исключают привлечение к налоговой ответственности:
Как и для любого вида правонарушения, для налогового правонарушения действуют сроки давности, то есть срок, по истечении которого индивидуального предпринимателя не могут привлечь к налоговой ответственности и, следовательно, взыскать штраф.
Вот что по этому поводу говорит Налоговый Кодекс (статья 113): лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Такой срок давности применяется ко всем правонарушениям за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).
Также правонарушениям в области финансов, налогов и сборов посвящена глава 14 Кодекса об Административных правонарушениях.
Вот некоторые из них:
- нарушение срока (10 дней) постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока (10 дней) представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- нарушение срока исполнения
поручения о перечислении
- грубое нарушение правил ведени
Некоторые действия в области налогообложения квалифицируются как преступления.
Преступление - общественно опасное, противоправное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), нарушающее принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговым преступлениям посвящены статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса.
Согласно этим статьям преступными считаются деяния в виде:
При этом, необходимо, чтобы в бюджет не поступили денежные средства в крупном или особо крупном размере.
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более Сто тысяч рублей для физических лиц и Пятьсот тысяч рублей для организаций , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая Триста тысяч рублей для физических лиц и Один миллион пятьсот тысяч рублей для организаций.
Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более Пятьсот тысяч рублей для физических лиц и Двух миллионов пятисот тысяч рублей для организаций, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая Один миллион пятьсот тысяч рублей для физических лиц и Семь миллионов пятьсот тысяч рублей для организаций.
Именно размер таких «недоплат» в бюджет и является тем критерием, который разграничивает налоговые правонарушения и налоговые преступления.
То есть +1 рубль – и это преступление, - 1 рубль – и это уже правонарушение.
В виде санкций за налоговые преступления предусмотрено помимо штрафа еще и лишение свободы и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Поэтому автором настоятельно советуется тщательно следить за своей налоговой и бухгалтерской отчетностью и сроками ее сдачи, чтобы не в дальнейшем не терпеть негативных последствий в виде санкций со стороны налоговых органов и государства.
Как известно, налоги являются важным, инструментом экономической политики любой страны.
Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе необходимую материальную базу для решения своих задач. Вместе с этим обеспечить поступление налогов в бюджетную систему в полном объеме не удается ни одному государству в мире.
Одной из причин этого является уклонение от уплаты налогов.
Даже в западноевропейских странах и США, несмотря на успехи в совершенствовании налогового законодательства и финансового контроля, масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными.
Еще в большей степени эта проблема характерна для формирующейся рыночной экономики России, где по оценкам различных специалистов в бюджетную систему не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов.
Для уклонения от уплаты налогов используются три основные стратегии, которые можно представить в виде схемы рис. 1:
Но, как известно, ничего не возникает ни откуда, на то должны быть объективно существующие причины. Так, в соответствии с теорией идеологии норма уклонения от налогов объясняется исторически сложившимися ассиметричными, неэквивалентными отношениями между государством и его гражданами. Теория общественного выбора видит причину существования уклонения от налогов в «проблеме безбилетника», а теория игр – в сопротивлении остающихся в рамках закона налогоплательщиков усилению налогового бремени из-за снижения количества фактических налогоплательщиков.
Рис. 1. Структурная схема «Уклонения от налогов»
Известный специалист в области финансового права П. М. Годме выделял среди причин налоговых правонарушений экономические (сравнение последствий уплаты и неуплаты налогов), политические (несовершенство налогового законодательства), технические (несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов) и моральные (реакция налогоплательщика на рост налогового бремени и на понимание необходимости уплаты налогов).
Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов.
По мнению опрошенных в конце 2011 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить:
Рис. 2. «Когда налоги можно не платить»
В литературе, наряду с понятием «уклонение от уплаты налогов» зачастую используются понятия «минимизация налогов», «налоговое планирование», «оптимизация налогов», «налоговая оптимизация», «уклонение от налогообложения», «сокрытие налогов», «уход от налогов», «избегание налогов», «неуплата налогов» и «обход налогов».
Определено, что снижение размера налоговых выплат происходит путем налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.
Сравнение налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов показывает, что данные явления характеризуются целенаправленностью действий налогоплательщиков и совпадением целей - экономией оборотных средств за счет снижения размера налоговых выплат.
Разграничение уклонения от уплаты налогов и налоговой оптимизации представляется немаловажным для предпринимательской деятельности физических лиц, поскольку индивидуальный предприниматель в случае привлечения его к ответственности отвечает всем принадлежащим имуществом и может быть привлечен к уголовной ответственности.