Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:12, контрольная работа
Российское право представляет собой «совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается также государством» [1, гл.1 §1 с.6]. Право является единым по своей сущности, содержанию и предназначению, и подразделяется на составные части - отрасли.
Отрасль права - это «самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения» [1, гл.1 §1 с.6]. Среди отраслей права выделяют: конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.
Конституционное (государственное) право……………………………..…….3
1. Понятие конституционного права как самостоятельной отрасли…………3
2. Отличие конституционного права от смежных отраслей права………….....7
3. Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)…………………………………………………………….……12
Задача…………………………………………………………………….……….23
Список литературы…………………………………………………………..…..24
Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации.
Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспечении вышеперечисленных основополагающих принципов - основания построения всего государства. Закрепляя основы правового статуса граждан РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.
Народный суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти. Все это говорит о том, что Конституционное право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место. Ведущее место Конституционного права в системе права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, основные принципы других отраслей российского права.
Источники государственного права РФ и РБ (сравнительная характеристика)
Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается «их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками)» [6, с.21].
Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской
Федерации. Конституция РФ является
основным источником любой
а) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ является высшим непосредственным выражением власти народа;
б) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. «Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать» [6, с.22];
в) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;
г) Конституция РФ согласно статье 4 обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
д) Конституция РФ имеет не только правовое, но и «большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации» [6, с.22]. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества;
е) большинство конституционных положений имеют общий характер, «направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений» [6, с.22].
Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.
2) Законы. В Российской
Федерации законы принимаются
законодательными (представительными)
органами государственной
Конституция РФ предусматривает следующие виды законов:
2.1 принимаемые Федеральным
Собранием - федеральным представительным
органом государственной
2.1.1 федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135). В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».
2.1.2 федеральный закон. Федеральные
конституционные законы имеют
приоритет перед федеральными
законами и последние не
2.1.3 закон Российской Федерации
о поправке к Конституции
2.2 законы, принимаемые законодательными
(представительными) органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации. Право принимать законы
предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции
РФ. При этом законы субъектов
Федерации не должны
3) Акты палат Федерального
Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума и Совет
Федерации по вопросам, отнесенным
Конституцией РФ к их ведению,
вправе в соответствии со ст.
102 и 103 Конституции РФ принимать
постановления, большинство из которых
носит правоприменительный
Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.
В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят Федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.
4) Указы Президента РФ.
К источникам конституционного
права относятся только
5) Постановления Правительства
РФ, имеющие нормативный характер,
также являются источниками
6) Акты органов местного
самоуправления. Система местного
самоуправления, согласно Конституции
РФ, не входит в систему
7) Конституционно-правовые
договоры и соглашения. Под конституционно-правовым
договором (соглашением) понимается
«соглашение, заключаемое субъектами
конституционного права» [6, с.25]. Возможность
заключения некоторых из таких
соглашений предусмотрена
Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:
- Федеративный договор
от 31 марта 1992 г., закрепивший основы
взаимоотношений между
- договоры между Российской
Федерацией и субъектом
- договоры между органами
государственной власти