Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:51, контрольная работа
Одним из существенных признаков создания правового государства является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".
Введение
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии
2.2 Созыв и работа конституционного совещания
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
4. Общая характеристика Конституции РФ
Заключение
Список литературы
Конституционное
совещание состояло из 250 членов, работавших
в пяти секциях: представителей федеральных
органов власти; представителей органов
власти субъектов Федерации; представителей
местного самоуправления; представителей
партий, общественных организаций, профсоюзов,
религиозных конфессий; представителей
товаропроизводителей и предпринимателей.
Всего
для завершения подготовки проекта были
созданы две : Общественная и Государственная
палаты Конституционного совещания.
Общественная
палата Конституционного совещания
являлась организационной формой участия
общественных объединений в конституционном
процессе, взаимодействия этих объединений
с федеральными органами власти.
На Общественную
палату Конституционного совещания
возлагалась выработка
Государственная
палата Конституционного совещания
стала организованной формой взаимодействия
в конституционном процессе органов государственной
власти российской Федерации и ее субъектов.
Функции этой палаты были аналогичны функциям
Общественной палаты Конституционного
совещания – выработка предложений об
изменениях и дополнениях к проекту Конституции
Российской Федерации и рекомендаций
по политическим и социально-экономическим
вопросам.
Таким
образом, Конституционное совещание было
задумано как широкий форум, сочетающий
представительство всех высших органов
государственной власти, а также общественности.
Он таким фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов Конституционной
комиссии, народных депутатов, а также
политических партий участия в его работе
не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет
отказался сотрудничать с Конституционным
совещанием под предлогом причастности
к делам о коррупции некоторых его координаторов
и участников.
В результате
длительной работы Конституционного совещания
– с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен
проект Конституции РФ, внесенный Президентом
Российской Федерации, а также проект
Конституции, подготовленный созданной
Съездом народных депутатов Российской
Федерации Конституционной комиссией.
Всего в адрес Конституционного совещания
поступило более 50 000 замечаний и предложений.
В результате их обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех десятков принципиально
новых норм – фактически все статьи были
изменены. В разработанный совещанием
проект вошли многие статьи и из проекта
Конституционной комиссии.
2.3 Референдум
12 декабря 1993 г. Принятие Конституции
РФ
После
кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации
внутри-политической обстановки в стране
работа над проектом Основного закона
вступает в завершающую стадию.
На Государственную
палату Конституционного совещания
была возложена обязанность по выработке
предложений по изменениям и дополнениям
к проекту Конституции Российской
Федерации и рассмотрение рекомендаций
по политическим, социальным и экономическим
вопросам. Общественная палата Конституционного
совещания призвана была обеспечить участие
общественных объединений в конституционном
процессе. Являясь организационной формой
их взаимодействия с федеральными органами
власти Российской Федерации, в рамках
которой осуществлялись "необходимые
политические консультации по широкому
кругу социально-политических вопросов",
она также вырабатывала предложения по
изменениям и дополнениям к проекту Конституции
Российской Федерации и рассматривала
рекомендации по политическим, социальным
и экономическим проблемам.
На совместных
заседаниях Государственной и Общественной
палат, созывавшихся Президентом РФ,
были согласованы окончательные варианты
разделов и глав Конституции Российской
Федерации, уточнены редакции соответствующих
конституционных положений. Как видим,
разработка Конституции Российской Федерации
носила весьма специфический характер
и осуществлялась не на уровне законодательных
органов государства, а по инициативе
и при содействии Президента РФ.
Другой
особенностью Конституции Российской
Федерации является порядок ее принятия.
По ее проекту было проведено всенародное
голосование. Причем решение о его
проведении было оформлено Указом Президента
от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные
органы были распущены, а новые еще не
сформированы. да и создавать их было преждевременно,
ибо не была еще принята Конституция, которая
предусматривала образование совершенно
нового представительного и законодательного
органа Российской Федерации - Федерального
Собрания.
В соответствии
с Указом Президента от 12 декабря 1993
г. было проведено всенародное
Во всенародном
голосовании по проекту новой
Конституции приняли участие 58 млн.
187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей,
или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало
32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей,
принявших участие в голосовании. Это
означало, что Конституция принята.
3.
Основные черты и юридические
свойства Конституции
РФ
Каждая
конституция как
Основные
черты и юридические свойства конституции
отражают её особое место в системе права,
специфику механизма конституционного
регулирования общественных отношений.
К числу этих характеристик можно отнести:
· Верховенство
· Итоговый
характер предписаний
·
Преемственность
·
Реальность
·
Легитимность
·
Стабильность
·
Фундамент системы права.
Одним
из юридических свойств конституции является
её верховенство в правовой системе.
Верховенство конституции служит проявлением
доктрины господства права и означает
её приоритетное положение в системе законодательства.
Верховенство Конституции обеспечивается:
1) особым порядком её принятия и изменения;
2) приданием конституционным предписаниям
высшей юридической силы; 3) созданием
специального органа охраны конституционной
законности (конституционным судопроизводством).
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития1.
За соблюдение
конституционных предписаний и обеспечение
соответствия Конституции РФ федеральных
конституционных законов, законодательных
актов субъектов РФ отвечают федеральные
органы - Президент и Конституционный
Суд РФ (ст.125 Конституции).
Конституции
присущ итоговый характер
предписаний. Как итоговый документ
конституция закрепляет достигнутый уровень
развития общественных отношений, сложившихся
к моменту её принятия. Каждая новая конституция
выступает юридическим отражением хода
исторического развития общества и государства.
Содержание конституции обусловлено социально-экономическими
и общественно-политическими процессами,
она является правовой формой закрепления
общественного прогресса, социальных
завоеваний народа, революционного или
эволюционного развития общества. Но к
сожалению, если объективно оценивать
содержание нашей Конституции, то мы увидим,
что итоговый характер ее предписаний,
не соответствовал уровню развития общественных
отношений на момент ее принятия.
Важной
чертой является преемственность.
Она обусловлена непрерывностью исторического
развития государственности. Каждая новая
конституция связана с предшествующими.
В обществе складываются определенные
правовые традиции, которые получают конституционное
закрепление. Конституционная преемственность
требует сохранять всё ценное, что создано
опытом предшествующего развития государства:
национальную историко-культурную окраску
государственности; идею самоопределения
наций и равноправия народов; государственное
устройство. Идея преемственности новой
конституции содержится в её преамбуле,
где выражена воля народа к сохранению
исторического сложившегося государственного
единства, незыблемости демократического
строя, уважение к памяти предков, передавших
нам любовь к Отечеству, веру в добро и
справедливость, осознание ответственности
за свою Родину перед нынешним и будущим
поколениями. Ядро преемственности новой
конституции - российский народ, суверенная
государственная власть, государственное
единство России; уважение к правам народов
, соединенных общей судьбою на земле России;
признание Российской Федерации полноправным
субъектом мирового сообщества.
Важной
чертой конституции правового
Легитимность
конституции проявляется в том, что она
принимается либо законно избранным государственной
власти, либо учредительным собранием,
созданным специально для принятия конституции,
либо непосредственно самим народом путем
референдума. Легитимность конституции
связана с её учредительным характером.
Легитимный характер Конституции РФ 1993
года проявляется в том, что она принята
референдумом, который проводился впервые
в России. Гражданам предстояло оценить
проект, представленный Президентом и
одобренный Конституционным совещанием.
Важным
юридическим свойством
Конституция
- акт долговременного действия.
Стабильная конституция - важнейшее
условие правопорядка и законности,
устойчивости всей системы права, укрепления
федеративных связей, механизма осуществления
властных государственных функций, гуманных
отношений между личностью, обществом,
государством. Но в нашей практике сложилась
совсем иная ситуация. Уровень стабильности
конституционных норм во многом зависит
от того, на сколько оптимально определен
их предмет. Нормы не должны регулировать
динамичные отношения, не отражающие устойчивые
тенденции и закономерности общественного
развития. С этих позиций можно сделать
вывод о том, что Конституция РФ 1993 года,
будучи принятой в "переходный период,
отличающийся политической и экономической
нестабильностью, в условиях навязываемых
сверху реформ, резкого расслоения общества,
обострения политического противоборства,
социальных и национальных конфликтов,
выражающая волю не большинства российских
граждан ... не сможет длительное время
оставаться неизменной".1
Конституция
является фундаментом
системы права. Выступая ядром, фундаментом
системы права, Конституция действует
не изолированно, а в рамках этой системы.
Конституция - органическая составная
часть и центральное звено, главный структурообразующий
элемент системы права, её основной юридический
источник. Значение конституции проявляется
и в том, что она устанавливает исходные
начала функционирования всей системы
права и одновременно входит в систему
каждой отрасли права и законодательства
как базовый источник.
Системное
развитие всех отраслей права на базе
новой Конституции обеспечивает
наилучшие условия для
Таким
образом, можно сделать вывод; юридическая
природа конституции
4.
Общая характеристика
Конституции РФ
Конституция
Российской Федерации - основной закон
российского государства, имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием (референдумом)
12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух
разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов
переходных и заключительных положений.
Закрепляет основы конституционного строя
Российской Федерации, права и свободы
человека и гражданина, федеративное устройство,
организацию высших органов государственной
власти.
Одно
из центральных мест в Конституции
Российской Федерации занимают основные
права и свободы человека и
гражданина (статья 2, глава 2). В Конституции
Российской Федерации перечислены
не только "негативные права и
свободы", которые признаются как
естественные и неотъемлемые права человека,
но и "позитивные права и свободы",
к которым относятся политические и социальные
права, их обеспечение возложено на государство.
Также в Конституции обозначены права
"третьего поколения": право на благоприятную
окружающую среду, на неприкосновенность
частной жизни, на добровольное согласие
подвергаться медицинским, научным или
иным опытам, право на ознакомление с материалами
и документами, непосредственно затрагивающими
права и свободы и т.д.
Информация о работе Конституция Рф - основной закон государства