Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:10, контрольная работа
Налоговая ответственность - одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.
1.Понятие, признаки и принципы налоговой ответственности. Соотношение административной и налоговой ответственности в системе налогообложения, их общие признаки и особенности, фактические и юридические основания…………………………………………………………..3
2.Общие условия привлечения к налоговой ответственности………..25
3.Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность в налоговом праве России…………………………………………………………………….28
4.Налоговые санкции и их применение. Давность привлечения к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций………………37
5.ЗАДАЧА. ООО «Автосервис 04.03.2004 года зарегистрировало в ГИБДД ТС-грузовой автомобиль КАМАЗ. Заявление о постановке на учет грузовика в ИФНС РФ было подано налогоплательщиком 03.07.2004года. Просрочка подачи заявления по мнению налогового органа более 90 дней. Эти обстоятельства были выявлены в результате проверки КПН и 10.07.2004года вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.2 ст.116 НК РФ. Налогоплательщик данное постановление обжаловал а арбитражный суд мотивируя это тем что стоит на учете в этой инспекции в качестве налогоплательщика в течение трех лет. Какое решение должен вынести суд?..............................................................47
6.Список используемой литературы……………………………………..48
В налоговом праве принцип презумпции
невиновности реализуется посредством
установления искового порядка взыскания
налоговых санкций в случае, если налогоплательщик
или иное фискально-обязанное лицо отказался
добровольно уплатить сумму штрафа.
Согласно п. 4 ст. 5 НК принцип презумпции
невиновности имеет обратную силу, поскольку
улучшает положение налогоплательщиков
и, таким образом, распространяется на
налоговые правонарушения, совершенные
до вступления НК в действие (до 1 января
1999 г.), но по каким-либо причинам рассматриваемые
налоговыми органами или судом после названной
даты.
Необходимо учитывать, что презумпция
невиновности распространяется только
относительно привлечения лица к ответственности
за налоговое правонарушение. К процедуре
доначисления налога (налоговой недоимке)
данный принцип не применяется.
Наличие в налоговом праве сᴨȇциальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в сфере налогово-правового регулирования.
Законодательное установление
принципов налоговой ответственности
способствует обесᴨȇчению правильного
практического применения законодательства
о налогах и сборах, стабильности финансовой
политики государства, соблюдению
прав и имущественных интересов всех субъектов
налоговых отношений. Нормы-принципы оказывают
значительное воздействие на правотворческий
процесс, поскольку при реформировании
налоговых отношений законодатель должен
руководствоваться не только имущественными
интересами государственной казны, но
и интересами налогоплательщиков, а также
иными социально-правовыми идеями, отраженными
в принципах налоговой ответственности.
Принципами налоговой ответственности
часто руководствуется Конституционный
Суд РФ, принимая постановления по вопросам
налогообложения.
В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительную функции.
Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы:
несоблюдение одного принципа неизбежно
повлечет нарушение другого и, как следствие,
произойдет искажение сущности ответственности
за нарушения законодательства о налогах
и сборах.
В российском законодательстве предусмотрена
административная и уголовная ответственность
за налоговые правонарушения.
Если практика применения уголовной ответственности
подробно рассмотрена в различных исследованиях,
то соотношение административной и налоговой
ответственности, требует более тщательного
анализа и изучения. До сих пор не выработано
единого подхода к необходимости разграничения
этих видов ответственности либо, наоборот,
к признанию того, что налоговая ответственность
является частью административной ответственности.
Чтобы разобраться в этом вопросе в первую
очередь нужно определить, что понимать
под ответственностью вообще и под административной
ответственностью в частности. Ученые
и правоведы не пришли к единому мнению
относительно определения термина«юридическая
ответственность». Часто под ответственностью
понимают государственное принуждение,
наказание, которое применяется к нарушителю,
неблагоприятные последствия, которые
он претерпевает в виде санкций правовых
норм1. В отечественной юридической науке
распространено мнение о том, что юридическую
ответственность можно рассматривать
в двух аспектах – активном и ретроспективном.
В первом случае – это осознание долга,
во – втором, наступление ответственности
после совершения противоправного деяния.
Анализ определений административной ответственности,позволяет
сделать вывод, что они схожи по своему
содержанию и многие ученые сходятся во
мнении, что данный вид наказания применяется
должностным лицом и что оно менее сурово,
чем уголовное наказание.
Все правонарушения в области налогов
и сборов подразделяются на правонарушения,
содержащие признаки административного
правонарушения и не содержащие таковых.
Поэтому во избежание путаницы при применении
НК РФ или КоАП РФ следует установить соотношение
данных видов правонарушений и разграничении
ответственности за их совершение. Сложность
состоит в том, что у данных видов ответственности
есть много общих черт.
Административная ответственность
является разновидностью юридической
ответственности. Суть ее сводится к тому,
что в результате совершения правонарушения наступают
лишения имущественного или личного характера,
в результате применения санкций.
Так же происходит и с другими разновидностями
юридической ответственности, например
финансовой (налоговой). Чтобы правильно
разграничить эти виды ответственности,
нужно понять, за какие правонарушения
они установлены, какие применяются санкции
и в рамках какого производства ведется
расследование.
В теории права существует четыре
вида ответственности: уголовная, гражданско
– правовая, дисциплинарная и административная. Под любой из
этих видов ответственности попадает
нарушение налогового законодательства.
НК РФ, в гл. 16 и гл. 18 закрепляет исчерпывающий
перечень видов налоговых правонарушений
и наказаний за их совершение. В то же время
в российском праве отсутствует четкое
определение налогового правонарушения.
В это понятие можно включить и институты
ответственности других отраслей права.
Ст. 106 НК РФ указывает на то, что ответственность
за нарушение налогового законодательства
«устанавливается настоящим Кодексом»,
но какая именно, налоговая или административная,
законодатель не уточняет. В этом видится
проблема: какую ответственность следует
применять. И в НК РФ и в КоАП РФ законодателем
прописаны одинаковые составы и установлена
как административная ответственность,
предусмотренная КоАП РФ, так и налоговая,
предусмотренная НК РФ. Речь идет о таком
нарушении как, например, непредставление
налоговой декларации.
Существует точка зрения, что налоговую
ответственность все же можно выделить
в самостоятельный вид. Однако по своей
природе налоговая ответственность очень
схожа с административной. Как утверждает
И.И. Кучеров: «…административная ответственность
является одной из составных частей системы
ответственности за нарушение законодательства
о налогах и сборах, наряду с финансовой
(налоговой) и уголовной ответственностью».
Административной ответственности присущи
свои собственные признаки, как и другим
видам ответственности, а именно:
-урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации;
-состоит в применении к виновным административных наказаний;
-к ней привлекаются
физические лица (граждане, должностные
лица, индивидуальные
-применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
-порядок привлечения
к административной
Статья 3.2. КоАП РФ содержит исчерпывающий
перечень административных наказаний,
которые могут применяться за совершение
административных правонарушений, а именно:
предупреждение, административный штраф,
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения, лишение
специального права, предоставленного
физическому лицу, административный арест,
административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства, дисквалификация,
административное приостановление деятельности.
Однако анализ статей КоАП РФ позволяет сделать выводы о том, что большинство из них предусматривают ответственность в виде административного штрафа.
Поэтому логично подробнее разобрать именно этот вид административного наказания. Будучи наказанием имущественного характера, штраф является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
В настоящее время, согласно ст. 3.5. КоАП РФ административным штрафом является денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающим пять тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей.
По общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Субъекты РФ, в свою очередь,
могут устанавливать ответственность
за административную ответственность
за административные правонарушения путем
издания законом. Ими могут быть изданы
обычные законы, либо кодексы субъектов
об административных правонарушения.
Российское законодательство, в том числе
и административное включает в себя условия
отягчающие и смягчающие ответственность
за совершение правонарушения (ст. 4.1-4.2.
КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо,
рассматривающие дело об административном
правонарушении, могут признать смягчающими
обстоятельства, не указанные в настоящем
Кодексе или в законах субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях.
В ст. 112 НК РФ также есть перечень, обстоятельств,
смягчающих ответственность за нарушение
налогового законодательства.
Анализ статей КоАП РФ и НК РФ позволяет
сделать вывод, что перечень отягчающих
обстоятельств совпадает только по одному
пункту, а именно повторное совершение
правонарушения. Кроме того, пункт 5 ст.
4.3. КоАП РФ устанавливает отягчающую ответственность
за совершение административного правонарушения
в условиях стихийного бедствия или при
других чрезвычайных обстоятельствах.
В то время как НК РФ в ст. п.1 ст. 111 относит
эти обстоятельства к исключающим вину
вообще.
Но, кроме того, нужно учитывать и то, что
любое из данных обстоятельств может быть
не признано судом, органом, или должностным
лицом, назначающим административное
наказание, в качестве смягчающего или
отягчающего.
Поэтому, при установлении наказания за
совершение правонарушения в области
налогов и сборов важно определить каким
из кодексов (налоговым или административным)
будет налагаться ответственность, и выявить
смягчающие обстоятельства, если таковые
есть. Это отмечается и многими правоведами.
Несовпадения данных обстоятельств в
КоАП РФ и НК РФ позволяет сделать еще
один вывод в пользу несовпадения финансовой
(налоговой) и административной ответственности.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ общий срок исковой давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения составляет 2 месяца, а за нарушения законодательства о налогах и сборах - 1 год со дня совершения правонарушения. Ст. 113 НК РФ устанавливает срок исковой давности – 3 года со дня совершения правонарушения.
Выделяют следующие особенности
привлечения к административной ответственности
за нарушение налогового законодательства:
- основанием привлечения к ответственности
является наличие факта административного
правонарушения, предусмотренное КоАП
РФ или законами субъектов РФ;
- административная
- основной вид наказания, применяемый к нарушителям – административный штраф, выражаемый в денежной сумме неуплаченных налогов и сборов, не может превышать трехкратный размер их суммы;
-наряду со штрафом, к
нарушителям могут применяться
такие меры наказания, как предупреждение,
конфискации предметов
- срок исковой давности
составляет 1 год;
- законодательством предусмотрен ряд
смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В качестве основного признака, с которым связывается наступление ответственности, большинство ученых называют обязанность претерпевать правонарушителем меры принудительного воздействия государства, различные лишения. Но даже при условии наличия всех признаков правонарушения (противоправности, виновности, наказуемости), не каждое деяние является административным правонарушением. Поэтому важно хорошо разбираться в его составе, чтобы не перепутать со схожими с ними преступлениями.
Под составом административного
правонарушения следует понимать установленную
правом совокупность признаков, при наличии
которых конкретное деяние становится
административным правонарушением.
Состав административного правонарушения
включает объект, объективную сторону,
субъект, субъективную сторону. Объектом
административного правонарушения, как
и любого другого, являются общественные
отношения, которые охраняются административным
правом. Существует несколько классификаций
объекта административного правонарушения.
Общепризнанная классификация выделяет
два вида объекта: общий (родовой) и непосредственный.
Соответственно, общий объект - это совокупность
всех общественных отношений, родовой
– только группы. Некоторые ученые к этой
классификации добавляют еще и видовой
объект. Если говорить об административной
ответственности за совершение налоговых
правонарушений, то родовым объектом будут
финансовые отношения, отношения в области
банковской деятельности, рынка ценных
бумаг, непосредственно отношения в области
налогов и сборов. А видовым объектом будут
уже правоотношения, складывающиеся в
этих областях.
Объективной стороной административного
правонарушения является действие или
бездействие налогоплательщика, которое,
что важно, запрещено административным
правом. Д. Н. Бахрах определяет объективную
сторону административного проступка
как систему признаков, которыехарактеризуют
его внешнее проявление. Наряду с действием
(бездействием) и наступившими негативными
последствиями третьим признаком, характеризующим
объективную сторону административного
правонарушения является причинно - следственная
связь наступившая между деянием и вредными
последствиями. Установление причинно
– следственной связи является необходимым
условием при определении вины правонарушителя
и, в последствии, назначения наказания.
Правонарушения, ответственность за которые
предусматривает НК РФ можно отнести к
числу административных, так как эти правонарушения
обладают всеми признаками административного
правонарушения. Они представляют собой
противоправное действие (бездействие)
физического или юридического лица. Ответственность
в обоих случаях преимущественно штрафная,
а штраф является основным видом административного
наказания.
Ответственность за правонарушение в
области налогов и сборов предусмотрена
различными статьями КоАП РФ. Например,
статья 14.5 КоАП РФ – продажа товаров, выполнение
работ либо оказание услуг при отсутствии
контрольно – кассовых машин. Статьи 14.
19 и 15.12 предусматривают наказание за нарушение
порядка учета этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, а так же
за выпуск или продажу товаров, подлежащих
маркировки, без таковой.
Предыдущий КоАП РСФСР содержал только
одну статью (156.1), касающуюся налоговых
правонарушений. Данная статья содержала
понятие о том, что за уклонение от подачи
декларации о доходах, несвоевременную
подачу данной декларации, либо включения
в нее сведений в искаженном виде.
Рассмотрев такой вид ответственности за налоговые правонарушения, как административный, можно сделать вывод о том, что налоговая ответственность представляет собой подвид административный и нецелесообразно ее выделение в самостоятельный вид по следующим причинам:
- указанные в НК РФ правонарушения обладают всеми признаками административных правонарушений. И те и другие это действия (бездействия) физических, либо юридических лиц.
-ответственность, установленная в НК РФ и в КоАП РФ преимущественно штрафная. Штраф – наказание административное. (гражданское –возмещение убытков, уголовное – лишение свободы).
-согласно позиции
Правонарушения посягают на: отношения,
связанные с осуществлением налогового
контроля; отношения, связанные с пополнением
доходной части бюджета; кредитные отношения
и другие.
-статьи, за которые предусмотрена
ответственность в обоих
-порядок рассмотрения налоговых споров
осуществляется в рамках административного
судопроизводства (ч. 2 с. 118, ст. 126 Конституции
РФ).
2.
Общие условия привлечения к ответственности различаются, в зависимости от того, имеет место ответственность за налоговые правонарушения, за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений или за налоговые преступления.
К общим условиям привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения относятся следующие.
Ответственность за совершение
налоговых правонарушений несут организации
и физические лица в случаях, предусмотренных
НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено
к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего
возраста (ст. 107 НК РФ). Никто не может быть
привлечен к ответственности за совершение
налогового правонарушения иначе, как
по основаниям и в порядке, которые предусмотрены
НК РФ. Также никто не может быть привлечен
повторно к ответственности за совершение
одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная НК РФответственность
за деяние, совершенное физическим лицом,
наступает, если это деяние не содержит
признаков состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством Российской
Федерации.