Контрольная работа по "Налоговому праву "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

1. Правовые принципы налогообложения.
2. Участники налоговых правоотношений
3. Права и обязанности налогоплательщиков.

Файлы: 1 файл

Налоговое зач бак.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и  образования

Федеральное государственное бюджетно образовательное учереждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

 

Юридический институт

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Контрольная работа

по налоговому праву

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

Проверил:

Машарский Василий Алексеевич

 

 

 

 

Красноярск  2014г.

 

 

  1. Правовые принципы налогообложения.

 

 

Развитие принципов налогообложения

Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговому праву как  неотъемлемой части системы не чужды  идеи социальной справедливости, демократические  принципы, выработанные тысячелетней историей финансов и сформулированные в эпоху буржуазных революций. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства.

Классик экономической мысли Адам Смит сформулировал и обосновал  четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства: справедливость, определенность, удобство, эффективность'.

Первый принцип сформулирован  Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества».

Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными  доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена Адама Смита социально-экономическим условиям.

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными  материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также  можно назвать и принципом законности, означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица.

Этот принцип выполняет подчиненную  роль по отношению к принципу хозяйственной  самостоятельности (личной независимости) субъекта. Адам Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого не угодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»1.

Третий принцип требует, чтобы  каждый налог взимался в такое  время и таким способом, какие  наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика.

Удобные и необременительные способы  уплаты налога должны обеспечить как  можно меньшее влияние налогообложения  на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название «принципа нейтральности налогообложения».

Принцип эффективности налоговой  системы означает, что правила взимания налога должны быть таковы, чтобы налог извлекал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Иначе говоря, это требование применения дешевых методов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников, так что значительная часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Адам Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения.

Принцип эффективности нарушается, если правила налогообложения допускают возможность официальным лицам чинить препятствия предпринимательской деятельности, дающей работу и средства существования множеству людей.

Неэффективна налоговая система, которая предусматривает наложение таких санкций за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу будущих доходов.

Принципу эффективности не соответствуют  некоторые методы налогового контроля, унижающие достоинство налогоплательщика, нарушающие его гражданские права. Моральный ущерб от таких мероприятий  соизмерим с суммой, которую налогоплательщик согласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных процедур. Например, исследуя первую историческую форму домового налога — подымную подать, Адам Смит замечает: «Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэтому вскоре после революции он был отменен как «клеймо рабства»1

Обобщенно говоря, правила, выработанные Адамом Смитом, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким  образом, принципы налогообложения  — это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

Основные (конституционные) принципы налогообложения и сборов

Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федеральным законом РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации  отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации»2.

Направленность общих принципов  налогообложения и сборов — ог-\ раничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Конституция РФ весьма скупо (по сути, только в ст. 57) говорит о принципах  налогообложения.

Однако в ней закреплены общие  начала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли законодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции  РФ равенстве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение  иначе, как федеральным законом, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, признании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.

Законы о налогах, как и любые  другие законы, не свободны от того, чтобы  их смысл, содержание и применение оценивались  сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В п. 5 Постановления  от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный  Суд РФ отметил, что, «регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в  полной мере должны руководствоваться  требованиями ст. 18 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов»1.

Поэтому перечисленные конституционные  начала специфическим образом преломляются в финансовой сфере и обусловливают принципы налогообложения. «Для финансовой системы из существующего регулирования делаются специфические выводы, они касаются существования финансового права. Наряду с писаным, таким образом, существует более широкое, неписаное финансовое право Основного закона»2.

С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сборов, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Эта классификация основана на традиционном для конституционного права выделении круга проблем, поскольку основные принципы налогообложения и сборов развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением.

Возможны и другие основания  деления на группы принципов налогообложения  и сборов3.

Основные принципы налогообложения  и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.

Принцип публичной цели взимания налогов  и сборов. В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер. Государство не может иметь потребности, отличные от потребностей общества, и расходовать налоговые поступления на эти цели.

Данный принцип развивает положения  о социальном характере государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб  и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ).

Этот принцип крепко связывает  налоговое право с бюджетным. Именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как представители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюджетных средств, контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных назначений.

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов налогоплательщика и общества в целом. В обязанности платить налог воплощен публичный интерес всех членов общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»1.

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Налог  устанавливается с целью получения  дохода, а не с целью принуждения  к определенному поведению. Регулирующая функция налога не может возобладать  над фискальной.

Данный принцип развивает положение  Конституции РФ о праве на труд, смыслом которого является право каждого на получение индивидуального дохода, а также положение о бюджете как основе функционирования государственного аппарата, условии выполнения государством его социальных функций.

Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно проходить  на постоянной основе. Это возможно только в том случае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являющийся источником дохода, не будет «резать курицу, несущую золотые яйца».

Поэтому если налоговое бремя, хотя и равное для всех налогоплательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отказываться от занятия той или иной деятельностью, т.е. основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов.

В отношении физических лиц —  плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает прежде всего наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно необходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п.

Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложению, составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так называемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставлены достаточные средства для поддержания жизнедеятельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов).

С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща  только налогам и сборам. Другие платежи, взимаемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санкции), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета.

Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта1. Во-первых, налоги должны быть эффективны с позиции самоокупаемости. Собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться как последствия для экономики в целом (макроэкономические последствия), так и последствия для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).

Принцип ограничения специализации  налогов и сборов. По общему правилу  налог не предназначен для определенного  расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву "