Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:41, реферат
Корпоративный налоговый менеджмент - составляющая финансового менеджмента, который предусматривает разработку управленческих решений, направленных на формирование и повышение эффективности финансового потенциала предприятия, регуляции его взаимоотношений, с государством в процессе перераспределения доходов и наполнение госбюджета.
Наряду с индивидуальным налоговым менеджментом включается в систему налогового менеджмента на микроуровне. Основное отличие между этими видами налогового менеджмента проявляется в субъективном составе: субъектами корпоративного налогового менеджмента есть юридические лица, индивидуального налогового менеджмента — физические лица.
8. Оценка результатов налогового менеджмента.
Результатами налогового
менеджмента могут быть как комментарии
к изменениям в налогообложении
и на их основе рекомендации соответствующим
подразделам предприятия, так и
проведения корректирующих действий относительно
отклонений, которые возникают. Но,
в конечном результате, они определяются,
в первую очередь, показателями чистой
прибыли предприятия и
Налоговый менеджмент в деятельности предприятия имеет чрезвычайно большое значение, ведь, налоги на практике являются важным инструментом экономической регуляции, эффективным рычагом влияния на большинство бизнес-решений, часто вынуждая руководителей кардинально изменять тактику действий компании. И даже в случае, когда налоги не определяют основную стратегию предприятия, необходимо их своевременно и правильно обсчитывать, во избежание возможных штрафных санкций.
Корпоративный налоговый менеджмент как составляющая системы управления предприятием выполняет ряд функций, которые являются направлениями деятельности корпоративного налогового менеджмента из управления системой налогового учета с целью достижения максимизации прибыли предприятия.
Большинство специалистов засчитывают
к функциям корпоративного налогового
менеджмента налоговое
В целом с таким распределением можно согласиться, но с учетом необходимости внесения некоторых коррекций, связанных со спецификой налоговых отношений. В частности, мотивация персонала является одной из главных функций менеджмента персонала, потому отдельно ее выделять среди функций корпоративного налогового менеджмента нецелесообразно. Безусловно, налоговому менеджеру следует ознакомиться с основами персонального менеджмента и сотрудничать в вопросах мотивации сотрудников, которые осуществляют налоговый учет, с менеджером из персонала, однако к основным функциям налогового менеджера мотивация персонала, по нашему мнению, не входит. Поскольку функция координации является одной из составных функций планирования, организации и контроля налогового учета, отдельное ее выделение не имеет смысла.
К тому же некоторые из приведенных сроков нуждаются в уточнении. Да, понятие "налоговая регуляция" и "налоговый контроль" традиционно используются для обозначения функций налогов, а не налогового учета предприятия, а срок "налоговое планирование" характеризует одну из форм реализации налоговой политики предприятия, потому использовать их как определение функций корпоративного налогового менеджмента некорректно.
Принимая во внимание то, что объектом управление корпоративного налогового менеджмента является системой налогового учета предприятия, его функции, должны быть направлены на управление системой налогового учета предприятия. Поэтому точнее считаем относить к функциям корпоративного налогового менеджмента такие:
1) планирование системы налогового учета;
2) организация системы налогового учета;
3) контроль системы налогового учета;
4) регуляция системы налогового учета.
В процессе реализации функции
планирование проводится планирование
мероприятий по организации системы
налогового учета на предприятии, составления
планов; в дальнейшем разработанные
планы находят практическое воплощение
при осуществлении функции
Таким образом, можно сделать
вывод, что функции корпоративного
налогового менеджмента осуществляются
в циклической
Функция планирования системы налогового учета
Планирования является первой функцией корпоративного налогового менеджмента и содержит в себе мероприятия по стратегическому (долгосрочного) и текущему планированию системы налогового учета.
В процессе осуществления стратегического (долгосрочного) планирования системы налогового учета на основе анализа внешней и внутренней информации налоговый менеджер применяет такие действия:
— выбор оптимальной формы налоговой политики предприятия;
— планирование кадрового состава структуры, которая осуществляет налоговый учет предприятия (дальше налогового подраздела);
— планирование ресурсного обеспечения налогового подраздела предприятия;
— планирование методического обеспечения налогового подраздела (должностных инструкций, графика документооборота, стандартов налогового учета предприятия, и тому подобное);
— планирование рациональной схемы взаимодействия налогового подраздела с другими подразделами предприятия в процессе налогового учета предприятия.
При разработке мероприятий из планирования системы налогового учета особенное внимание уделяется действиям, направленным на координирование:
— действий всех служб, которые имеют отношение к налоговому учету предприятия;
— документообороту предприятия;
— налоговых планов (бюджетов налогов) с другими бюджетами предприятия и тому подобное
Наиболее важной частью в стратегическом планировании является выбор формы реализации налоговой политики предприятия. Принятие этого решения налоговый менеджер осуществляет на основе анализа информации бизнес-планов, бюджетов, организационно-правовой формы, структуры, системы налогообложения предприятия (общая, упрощенная), целевых установок руководства, и тому подобное.
Некоторые специалисты придерживаются позиции, что оптимальной формой реализации налоговой политики на предприятии всегда является налоговое планирование. Такой вывод в целом можно считать подходящим, однако он приемлем не для всех ситуаций. Связано это с тем, что налоговое планирование осуществляют квалифицированные специалисты, услуги которых высоко оплачиваются. Поэтому при незначительных суммах налоговых платежей (например, при применении упрощенной системы налогообложения) для предприятия может быть выгоднее платить без оптимизации налоги в бюджет, чем использовать консультации дорогих специалистов. Аналогичный вывод можно сделать и относительно бюджетирования налогов, который требует дополнительных расходов на оплату специалистов по бюджетированию.
Налоговому менеджеру необходимо систематизировать все факторы, которые влияют на выбор налоговой политики, и на основе их анализа принять рациональное решение. Поскольку от формы реализации налоговой политики зависит состав всех мероприятий по налоговому учету предприятия, правильный ее выбор имеет существенное влияние на эффективность результатов корпоративного налогового менеджмента.
В процессе текущего планирования системы налогового учета на основе анализа информации, которая поступает из внешних и внутренних источников, налоговый менеджер планирует внесение необходимых изменений в выбранную форму организации системы налогового учета на предприятии.
Особенное место в обеспечении процесса планирования занимает информация, источник которой — законодательная база, и данные, полученные в ходе осуществления мероприятий по контролю системы налогового учета.
Например, если предприятие
применяет упрощенную систему налогообложения,
то на процесс осуществления
— изменение установленных
законодательством
— изменение фактических или прогнозных значений показателей, которые ограничивают пребывание предприятия на упрощенной системе налогообложения.
В частности, если на предприятии
увеличивается установленный
Аналогичные действия менеджеру необходимо осуществить и в случае законодательного изменения параметров пребывания на упрощенной системе налогообложения, если предприятие перестает им отвечать.
Функция организации системы налогового учета
В процессе осуществления функции организации системы налогового учета налоговый менеджер внедряет на предприятии запланированные мероприятия. Таким образом, организация системы налогового учета, в сущности, заключается в практическом воплощении результатов планирования системы налогового учета предприятия и, в частности, предусматривает:
— создание налогового подраздела
предприятия. При этом к налоговому
подразделу относят как подразделы,
которые непосредственно
— ресурсное обеспечение налогового подраздела;
— методическое обеспечение
— составления внутренних документов,
которые регламентируют порядок
ведения налогового учета на предприятии
(в частности, должностных инструкций,
графика внутреннего
Внедрение этих мероприятий проводится с учетом действий по координации системы налогового учета.
Функция контроля системы налогового учета
Функция контроля заключается
в сопоставлении фактических
параметров системы налогового учета
с установленными стандартами. Основной
целью функции контроля является
выявление имеющихся
Стандарты в налоговом
учете — это разработаны
Перечень и эталонные (допустимые) значения зафиксированных в стандартах показателей устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого предприятия с учетом его финансовых возможностей, структуры, мотивации руководства и тому подобное. Например, менеджер может принять решение об использовании в стандартах:
1) показатель величины налогового бремени (НБ), %:
где Н - общая сумма налоговых платежей предприятия, грн;
ДС - добавленная стоимость, созданная предприятием, грн.
Добавленную стоимость можно определить следующим образом:
где ЧП - чистая прибыль предприятия, грн;
О - расходы на оплату труда персонала предприятия, грн.
2) коэффициент использования налоговых льгот (Кнл), %:
где Пф – сумма налоговых льгот, которые фактически используются предприятием, грн;
Пз – сумма налоговых льгот, установленных законодательством для видов деятельности, которые осуществляются предприятием, грн.
3) коэффициент эффективности
деятельности службы
где Ен – экономия налоговых платежей благодаря мерам, разработанными службой реализации налоговой политики предприятия на определенный период, грн;
Рс – расходы на удержание службы за этот период, грн.
В стандартах могут быть использованы так же другие показатели, которые позволят оценить эффективность функционирующей на предприятии системы налогового учета. По результатам сравнения фактический значений показателей с установленными в стандартах эталонными значениями, налоговый менеджер принимает одно из решений:
1) не изменять существующую
систему налогового учета
2) внести изменения в
систему налогового учета
3) отредактировать нормативные значения показателей.
Если по результатам проведенного контроля принимаются 2 и 3 решение, налоговый менеджер осуществляет действия по планированию внесения изменений в установленной системе налогообложения или отредактировать нормативные значения показателей, то есть осуществляется функция регулирования системы налогового учета.
В процессе реализации контрольной функции налоговый менеджер так же осуществляет анализ и контроль:
— правильности расчета и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет;
— эффективность действующей системы документооборота на предприятии;
— эффективность формы налоговой политики на предприятии и т.п.