Корпоративное налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследование сущности и понятия корпоративного налогового планирования, его организация на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
описание элементов, этапов и принципов налогового планирования;
рассмотреть налоговое планирование на предприятии ОАО «Сыктывкарстрой»;
провести анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии;
исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.

Файлы: 1 файл

Самасработа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.

3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).

4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.

6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций.

8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций .

9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)[1].

    1.  Этапы корпоративного налогового планирования

 

Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в т. ч. действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап – реализация данного плана.

Рассматривая корпоративное  налоговое планирование как определенную последовательность действий, направленных на оптимизацию налоговых потоков можно выделить следующих этапов налогового планирования для целей определения налогового поля[1].

В рамках этапа стратегического планирования выделяются такие этапы, как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно-правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений); анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. Таким образом, в рамках данного этапа формируется налоговое поле организации, т. е. определяются совокупные налоговые обязательства организации.

В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантных налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей.

В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных  налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые  были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также эффекта от реинвестирования налоговой прибыли.

Ключевую роль в налоговом  планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки  информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

    1. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

 

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 1.[9, с.128]

Таблица 1.5 - Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

 

Показатели

Алгоритм расчета

Общий коэффициент эффективности  налогообложения

Чистая прибыль (чистый доход) / совокупные налоговые издержки (в налоговые издержки  следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль)

Налогоемкость продаж

Совокупные налоговые издержки/объем  продаж

(в объем продаж, как результирующий  показатель деятельности организации,  следует включать выручку от  реализации товаров, работ и  услуг и полученные от покупателей  суммы косвенных налогов)

Коэффициент налогообложения доходов

Оборотные налоговые издержки/выручка  от реализации

(в оборотные налоговые издержки  следует включать как косвенные  налоги на доходы, являющиеся  по своей природе оборотными)

Коэффициент налогообложения затрат

Налоговые издержки, относимые на затраты/совокупные затраты

Коэффициент налогообложения прибыли

Налоговые издержки, относимые на прибыль/прибыль

(в расчете может использоваться  любой из показателей прибыли  (операционная, налогооблагаемая, чистая))


 

Очень важное значение в налоговом  планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия  можно выразить формулой:

ЧФ = В – З – Нп – Нс –  Нпр,

где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в  процентах) Сп, можно выразить сумму  налога на прибыль следующей формулой:

Нп = Сп х (В – З – Нс),

В таком случае, можно преобразовать  формулу чистого финансового  результата:

ЧФ = В – З – Сп х (В –  З – Нс) – Нс – Нпр.

Результат после оптимизации:

В – З – Сп х (В  – З – Нс) – Нс – Нпр.

Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации будет:

Э = ЧФ – ЧФ = В – В – З + З – Нп х (В – В – З + З – Нс + Нс) – Нс + Нс – Нпр + Нпр.

Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (В=В), то

Э = – З + З – Нп х (– З + З – Нс + Нс) – Нс + Нс – Нпр + Нпр.

Эта формула позволяет оценить  эффект от оптимизации налогов. При  этом эффективность оптимизации  зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

    1. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования 

На практике для обеспечения  оптимального сочетания и использования  налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.[12]

Метод ситуационного  налогового планирования – наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Суть метода заключается в следующем. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняет ставки и льготы. Формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Слабая сторона ситуационного метода в его многовариантности, особенно для крупных предприятий, т. к. чтобы спланировать свою деятельность наиболее эффективно с точки зрения минимизации налоговых отчислений, необходимо проанализировать огромный массив всевозможных модификаций взаимодействия предприятия с внешней средой, что под силу только высокоэффективным автоматизированным программам.

К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

Метод микробалансов состоит в  следующем. Чтобы оценить тот  или иной вариант экономической  деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных  операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

Исследование с помощью графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.

Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

Информация о работе Корпоративное налоговое планирование