Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью поиска путей обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Противоречия между возрастающими задачами местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации вызывают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов самоуправления на местах, основу которой составляют местные бюджеты. Однако принятые за годы реформ нормативно-правовые акты не создали пока местному самоуправлению адекватного механизма реализации гарантий финансовой самостоятельности и независимости в процессе осуществления межбюджетных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика налогообложения 6
1.1 Понятие, классификации и функции налогов 6
1.2 Принципы налогообложения 15
Глава 2. Правовое регулирование местных налогов 18
2.1 Земельный налог 18
2.2 Налог на имущество физических лиц 26
Заключение 35
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 37

Файлы: 1 файл

mestnye_nalogi_i_sbory.doc

— 335.36 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1

Классификация налогов Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

1. Налог на имущество

организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц


 

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида: федеральные налоги (на уровне России); региональные налоги (на уровне субъекта Федерации); местные (на уровне органа местного самоуправления). К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Перечислим специальные налоговые режимы:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

2. Упрощенная система налогообложения.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Трехуровневая система налогообложения в России реализуется следующим образом. Федеральный законодатель устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения. Это закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). На региональном и местном уровнях законодательная (представительная) власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ) может устанавливать конкретные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы взноса2.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено законом. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов может стать модернизация земельного налога. Многие проблемы, влияющие на поступление данного налога, требуют решения на федеральном уровне, в том числе в части совершенствования кадастровой оценки земель, инвентаризации льгот по налогу, установленных федеральным законодательством, внесения изменений в действующее законодательство по обеспечению обязательной регистрации собственности граждан.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц взноса3. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

Минэкономразвития России осуществляет разработку нормативных правовых актов в целях реализации положений проекта федерального закона №445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации».

Также были разработаны и утверждены:

- федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», которым введено понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, раскрывается цель оценки, предполагаемое использование результата оценки;

- методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения.

Указанные документы разработаны и утверждены Минэкономразвития России для целей проекта Международного банка реконструкции и развития «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации», который был реализован с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. на территории четырех субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области). Цель Проекта - разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации как основы введения на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость4.

Работы по массовой оценке объектов недвижимости в пилотных регионах завершены. В настоящее время в Минэкономразвития России рассматриваются представленные Росреестром обобщенные материалы по результатам реализации Проекта.

После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости планируется подготовить проект соответствующих изменений в НК РФ, которые должны предусматривать последовательный и постепенный переход к новому налогу от действующих налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

В целях увеличения поступлений в местные бюджеты по земельному налогу необходимо исключить практику предоставления на федеральном уровне льгот по земельному налогу, а также по всем региональным и местным налогам. При этом следует одновременно отменить или компенсировать из федерального бюджета действующие льготы по этим налогам, установленные на федеральном уровне. Таким образом, при данном подходе можно вести полный государственный учет земель и стимулировать федеральные органы власти, вовлекать их в хозяйственный оборот.

 

1.2 Принципы налогообложения

 

Принцип налогообложения - основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения. Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 Налогового кодекса РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое регулирование местных налогов

2.1 Земельный налог

 

Земельный налог в Российской Федерации является местным налогом и в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полностью подлежит зачислению в местные бюджеты (за исключением бюджетов внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При том, что в настоящее время в Российской Федерации установлены только два местных налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц, основной объем налоговых поступлений в местные бюджеты обеспечивается применением земельного налога, который является одним из весомых источников собственных доходов местных бюджетов. Именно от поступлений от земельного налога во многом зависит финансовая самостоятельность местного самоуправления, гарантии которой закреплены в ст. ст. 12, 130, 132 и 133 Конституции РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют в порядке и пределах, которые установлены НК РФ, только такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Любое изменение в правовом регулировании земельного налога на федеральном уровне отражается на финансовой самостоятельности местных бюджетов, оказывает непосредственное влияние на возможность исполнения муниципальными образованиями своих расходных обязательств, предусмотренных местными бюджетами, утверждаемыми актами бюджетного законодательства - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 2 БК РФ.

Таким образом, любое изменение на федеральном уровне правил обложения земельным налогом должно быть не только заблаговременным, отвечающим принципу разумных сроков вступления в силу изменений, вносимых в законодательство о налогах и сборах, закрепленному в ст. 5 НК РФ, но также должно учитывать реальные финансовые возможности муниципальных образований, необходимость сохранения и развития их финансовой самостоятельности.

Так, согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В развитие данного конституционного положения в ст. 31 БК РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов, который означает в том числе недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.

Информация о работе Местные налоги и сборы