Место налогового права в системе российского права относится
к числу дискуссионных вопросов.
Как правило, ученые, занимающиеся исследованием
иных отраслей права, придают налоговомуправу самостоятельное
значение. Например, М.И. Брагинский считает,
что «налоговое правоявляется
самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные
отношения составляют предмет не только
гражданского, но и налогового, бюджетного
и ряда других отраслей права».Другие авторы не
исключают возможности формирования налогового права в качестве
самостоятельной правовой общности, поскольку
налогоплательщик реализует себя как
субъект публичных отношений в условиях
отсутствия жесткой финансовой централизации,
сосредоточения в руках налогоплательщиков
значительных полномочий по расходованию налоговых средств. Дискуссия
о самостоятельном характере налогового права в значительной
степени была обусловлена осуществленной
в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.
Большинство ученых, исследующих вопросы
финансового права, придерживаются
мнения о встроенности налогового права в систему финансового права. В период неразвитости
рыночных отношений и законодательного
приоритета публичной собственности налоговое право считалось
не более чем составной частью в правовом институте государственных
доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования,
признание равенства всех форм собственности
и, следовательно, возникшая необходимость
законодательной модели сочетания частных
и публичных интересов обусловили рост
нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В
результате активного развития налогового права оно стало
характеризоваться по отношению к финансовому
праву Российской Федерации как его подотрасль.
Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит
конституционно установленный принцип
единства финансовой политики. Налоговая
политика является частью финансовой
политики, которая имеет по отношению
к первой определяющее значение.
О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует
и частичное совпадение границ предмета правового регулирования.
Предметом финансового права являются общественные
отношения, складывающиеся в процессе
образования, распределения и использования
государственных (муниципальных) денежных
фондов. Предмет налогового права составляют
общественные отношения, направленные
на аккумулирование государственных (муниципальных)
денежных фондов и, таким образом, являющиеся
частью предмета финансового права.
Система налогов и сборов органично
встроена в финансовую систему государства, что
предполагает общие подходы к теоретическому
осмыслению и законодательному регулированию.
Несмотря на то что в российской системе права финансовое право относится к некодифицированным
отраслям, поскольку отсутствует единый системообразующий нормативный
акт, действующее финансовое законодательство
позволяет говорить о сформировавшихся
группах общих правовых норм, непосредственно
влияющих и на налоговые отношения. Нормы налогового права и его
отдельные институты формируются на основе
базовых институтов Общей части финансового права.
1. Налоговое право и бюджетное право. В системе финансового права налоговое право занимает
определенное место и взаимодействует
с иными финансовоправовыми общностями.
Наиболее тесно налоговое право соприкасается
с бюджетным, что вызывает необходимость
четкого разграничения этих категорий.
Действительно, образование бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных
фондов в большей степени осуществляется
на основе нормналогового права и норм
иных институтов финансового права, регулирующих государственные
доходы. Однако сказанное не означает
включениеналогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только
предопределено, «учреждено» бюджетным правом в качестве инстатута
доходов бюджетов всех уровней. Отношения
же, складывающиеся в процессе установления
и взимания налогов, проведения налоговогоконтроля, привлечения
к ответственности за нарушения налогового законодательства
и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предметналогового права только
частично совпадает с границами бюджетноправового регулирования.
Следует согласиться, что основой разграниченияналогового и бюджетного права может служить установление
момента исполнения налоговой обязанности,
который позволяет считать завершенным
процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение
финансовых средств регулируется бюджетным правом.
Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность
выделения в составе правоотношений, образующих
предмет финансового права, в качестве самостоятельных
элементов отношений, возникающих по поводу
установления, введения и взимания налогов в доход государства
(муниципального образования), осуществления налогового контроля и
привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Использование
законодателем в качестве приема юридической
техники кодификации налогового законодательства
не означает расширения предметаналоговоправового регулирования
и приобретения налоговым правом необходимых
атрибутов самостоятельности.
Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается
и взаимодействует с иными отраслями права.
2. Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее
место в правовой системе, которое
определяется тем, что конституционное право содержит основополагающие
нормы других отраслей права. Конституционноправовое регулирование налоговых отношений предопределено
их публичной значимостью и государственновластной
природой. В правовом государстве любая
внешняя активность публичного субъекта
(государства) должна осуществляться исключительно
на правовых основаниях и,
следовательно, действовать в пределах,
дозволенных основным законом — конституцией.
В российской правовой системе
налоговые правоотношения приобрели
конституционный статус только в 1993 г.,
т.е. после принятия всеобщим голосованием
новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного
характера отразило не только потребностиправоприменительной практики,
но и уровень развития юридической мысли
и правовой культуры российского общества.
Примечательно, что нормы Конституции
РФ не только закрепили всеобщую обязанность
уплачивать законно установленные налоги
и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий,
обеспечивающих компромисс между соблюдением
прав налогоплательщиков и фискальных
интересов государства. Поскольку налогообложение
ограничивает права частных субъектов
по распоряжению своей собственностью,
то нормы налогового правадолжны
соответствовать конституционно значимым
целям ограничения прав личности и законодательной
форме введения таких ограничений.
Конституционное право оказывает влияние
на налоговое право посредством
специфического метода — установления
общих правовых принципов. Конституционное
признание за налогами характера допустимого
ограничения прав и свобод позволило выявить
и зафиксировать в отраслевом законодательстве
такие основные принципы налогообложения,
как формальная определенность, соразмерность,
справедливость и т.д.
Дальнейшее развитие нормы Конституции
РФ получили в постановлениях Конституционного
Суда РФ, а затем в Налоговом кодексе РФ.
Важная роль в механизме взаимодействия
конституционного и налогового права принадлежит
Конституционному Суду РФ, практика деятельности
которого выработала ценные правовые позиции по вопросам
налогообложения. Основанные на Конституции
РФ правовые позиции Конституционного
Суда РФ послужили основой для формирования
идеологии действующего Налогового кодекса
РФ. В частности, впервые были сформулированы
Конституционным Судом РФ и затем зафиксированы
в Налоговом кодексе РФ понятие налога
(ст. 8), состав законодательства о налогах
и сборах (ст. 1), состав нормативныхправовых актов органов
исполнительной власти о налогах и сборах
(ст. 4), основные начала законодательства
о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент
исполнения обязанности по уплате налога
(ст. 45), общие положения об ответственности
за совершение налоговых правонарушений (глава
15), виды налоговых правонарушений (глава
16) и т.д.
Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятельность
Конституционного Суда РФ послужили в
начале 1990х гг. основой реформированияналогового законодательства.
Многие действующие нормы НК РФ представляют
собой конкретные проявления норм Конституции
РФ, развитие их сущности.
3. Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи
формой ограничения права частной собственности,
тесно связаны с гражданскоправовым регулированием.
Общим в налоговом и гражданском
праве является предмет регулирования
— имущественные отношения. Однако имущественные
отношения разнообразны и образуют предмет
не только налогового, но и ряда иных
отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения
гражданского и налогового права послужил
метод правового регулирования,
свойственный разным отраслям права.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся
к числу гражданских имущественные отношения,
регулируемые налоговым, финансовым
и административным законодательством,
основанные на властном подчинении, если
иное не предусмотрено законодательством.
Данное правило, устанавливающее приоритет налоговых норм над гражданскими,
не является новым в российской юридической
практике. В совместном Постановлении
Пленума Верховного Суда РФ и Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых
вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации» от
1 июля 1996 г. № 6/8 обращалось внимание на
то, что «в случаях, когда разрешаемый
судом спор вытекает из налоговых или других финансовых
и административных правоотношений, следует
учитывать, что гражданское законодательство
может быть применено к указанным правоотношениямтолько
при условии, что это предусмотрено законодательством».
В некоторых случаях налоговые отношения в
силу прямого указания Гражданского кодекса
РФ регулируются гражданским законодательством.
Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность
списания денежных средств со счетов клиентов,
в том числе и по платежным документам,
предусматривающим платежи в бюджет и
во внебюджетные фонды. Следовательно,
при возникновении противоречия норм налоговогозаконодательства
и ст. 855 ГК РФ применяются правила этой
статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство
в налоговых отношениях оформляется
в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило,
согласно которому институты, понятия
и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Налоговом кодексе
РФ, применяются в том значении, в каком
они используются в этих отраслях законодательства,
если не предусмотрено иное.Гражданские правоотношения влекут
последствия, имеющие значение для налоговых отношений, поскольку
объекты налогообложения образуются,
как правило, в результате совершения
гражданскоправовых сделок. Обязанность
по уплате налога может быть реализована
налогоплательщиком только после того,
как у него появятся денежные средства,
принадлежащие ему на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими
фактами, с которыми налоговое право связывает
возникновение налоговой обязанности,
могут быть операции по реализации товаров
(работ, услуг), имущество, прибыль, доход
и т.д. Следовательно, налоговые отношения возникают
на основе фактических имущественных
отношений, правовой формой которых
выступают гражданские отношения.Вместе
с тем налоговые имущественные
отношения существенно отличаются от
имущественных гражданских. В частности,
одним из критериев, показывающих принципиальное
различие названных отраслей законодательства,
является сущность денег. В гражданских правоотношениях деньги
проявляют свою сущность в качестве всеобщего
эквивалента — универсального средства
платежа — и предназначены для встречного
удовлетворения взаимных интересов субъектов
гражданского права. В налоговых отношениях деньги
проявляют совершенно иную сущность, поскольку
являются объектом правового регулирования.
В границах налоговых отношений деньги
не предназначены для взаимного удовлетворения
имущественных интересов субъектов, а
выступают только в качестве материального
объекта, относительно которого реализуется
фискальный суверенитет государства и
посредством которого формируется часть
доходов государственной (муниципальной)
казны.
Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном
составе. Субъекты, уплачивающие налоги,
должны обладать гражданскойправоспособностью и дееспособностью.
Объединяющим элементом гражданских и налоговых отношений выступает
гражданское судопроизводство, поскольку
ответственность за нарушениеналогового законодательства
реализуется, как и гражданскоправовая ответственность,
в рамках правовых норм гражданского
или арбитражного процессов.
В отдельных случаях за нарушение налогового законодательства
возможно применение мер гражданскоправовой ответственности.
Например, по договору предоставления налогового кредита (ст.
65 НК РФ) ответственность сторон может
устанавливаться в виде неустойки (штрафа,
пени), уплачиваемой налогоплательщиком
уполномоченному государственному органу
в случае просрочки погашения задолженности
и (или) уплаты процентов за пользование налоговым кредитом. Относительно
договора налогового кредита пеня
и штраф регулируются не нормами ст. 75
и 122 НК РФ, а нормами главы 23 ГК РФ. Согласно
ст. 15 и 16 ГК РФ гражданскоправовая ответственность
применяется в результате предъявления
физическими лицами или организациями
требований к налоговым органам о возмещении
убытков вследствие необоснованного взимания
экономических (финансовых) санкций.
Соотношение налогового и гражданского
законодательства проявляется и в способах
обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Так, на основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве
обеспечения договора налогового кредита уполномоченный
орган вправе потребовать от налогоплательщика
документы об имуществе, которое является
предметом залога, либо поручительство;
согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности
по уплате налогови сборов в числе
прочих способов может обеспечиваться
залогом имущества, поручительством и
пеней. Названные способы традиционно
применяются в гражданском обороте и регулируются
гражданским правом.
После введения в действие Налогового
кодекса РФ отношения по обеспечению исполнения налоговой обязанности
вошли в круг отношений, регулируемых налоговым правом. Тем самым
в российской правовой системе возникли
отношения, имеющие императивный характер
и одновременно подпадающие под сферы
действия налогового и гражданского
законодательства, а вступающие в эти
отношения субъекты одновременно становятся
субъектами двух названных отраслей законодательства.
Сложившаяся ситуация не является коллизией права, а, напротив, подобный
отраслевой дуализм позволяет максимально
полно учитывать соотношение частных
и публичных интересов при формировании
доходной части государственных или муниципальных
бюджетов.
Значительная обусловленность налогового права гражданскими правоотношениями обусловливает
необходимость использования названнымиправовыми общностями единой
(или, по крайней мере, непротиворечивой)
терминологии. К сожалению, в некоторых
случаях нормы налогового правалибо
противоречат гражданскому законодательству,
либо вводят новые категории, не согласующиеся
с гражданскоправовыми отношениями.
Например, ст. 235 НК РФ определяет в качестве
самостоятельных субъектовналогоплательщиков
родовые, семейные общины малочисленных
народов Севера. Однако Гражданский кодекс
РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов,
что вызывает серьезные трудности в правоприменительнойдеятельности.
Фиксирование в налоговом законодательстве
терминов, не имеющих первоосновы в гражданском
обороте или противоречащих ему, а также
установление налоговых прав и обязанностей
в отрыве от юридических последствий гражданскоправовых сделок вынуждают
налогоплательщиков нарушать нормы гражданского права в целях недопущения
нарушений налогового.
4. Налоговое право и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительнораспорядительной
деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены
органы исполнительной власти, реализующие
государственновластные полномочия.
Налоговое и административное право, являясь публичными
отраслями, в качестве основного способа правового регулирования
используют метод властных предписаний.
Вместе с тем не следует отождествлять
сферы действия и предметы регулирования
административного и налогового права. Административное правообеспечивает публичные
интересы и реализацию государственных
функций и задач; налоговое право предназначено
для урегулирования конфликтности публичных
и частных имущественных интересов. Областью
административноправового регулирования
являются управленческие отношения, возникающие
в процессе функционирования органов
исполнительной власти; налоговое право регулирует
имущественные и связанные с ними неимущественные
отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход
государства.
5. Налоговое право и уголовное право. Одним из объектов
уголовноправовой охраны являются
фискальные интересы государства. В то
же время квалификация некоторых преступлений
невозможна без обращения к нормам налогового права.Таким
образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является
составной частью единой системы российского права. Вместе
с тем налоговое право имеет
свои специфические особенности, предмет правового регулирования
и особое сочетание методов воздействия
на общественные отношения, что свидетельствует
об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.