Методологические принципы налогообложения и построения налоговой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:17, лекция

Описание работы

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.
Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и их последователями, совершенствуются и дополняются или сокращаются в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики, государства и общества.

Содержание работы

1. Классические принципы налогообложения.
2. Современные принципы налогообложения.
3. Принципы налогообложения в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Тема 2 арбитр практика....doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

 

1. Классические принципы  налогообложения.

2. Современные принципы налогообложения.

3. Принципы налогообложения  в Российской Федерации.

 

1. Классические  принципы налогообложения

 

Реализация общественного  назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.

Впервые научно обоснованное системное учение о принципах налогообложения создано А. Смитом в его сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором он выдвинул четыре принципа налогообложения:

1) принцип справедливости (равномерности), согласно которому, налогообложение должно охватывать все структурные элементы сферы общественного производства, а распределение налогового вклада между ними должно соответствовать доходам;

2) принцип определенности, который подразумевает необходимость точного и заблаговременного извещения субъекта о размере, времени и способе внесения налогового платежа;

3) принцип удобности, суть которого состоит в том, что время и способ внесения налогового платежа должны быть максимально удобны субъекту налогообложения;

4) принцип экономии (дешевизны), предполагающий, что техническая сторона уплаты налога должна определяться исходя из минимизации издержек у субъекта налогообложения.

Исследуя принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835—1917) предложил более подробную и усовершенствованную систему принципов налогообложения. При этом он классифицировал их в четыре группы.

1. Финансовые  принципы организации налогообложения:

1) достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

2) эластичность (подвижность)  обложения.

2. Народно-хозяйственные  принципы:

3) правильный выбор  источников налогообложения;

4) выявление способов  избавления от уплаты налогов (нужно понимать законные пути снижения налогового бремени).

3. Этические  принципы, принципы справедливости:

5) всеобщность обложения  (охват всех слоев населения обложением налогами);

6) равномерность обложения,  прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика).

4. Административно-технические  принципы налогообложения:

7) определенность обложения;

8) удобство уплаты налогов;

9) максимальное уменьшение  издержек, связанных с взиманием налогов.

 

2. Современные  принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и  их последователями, совершенствуются и дополняются или сокращаются  в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики, государства и общества.

Наиболее применяемые в настоящее  время в налоговых системах экономически развитых стран принципы налогообложения  можно классифицировать как экономические, юридические и организационные.

К группе экономических  принципов относятся:

1) хозяйственная независимость – предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика;

2) справедливость – предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. виды и размеры налоговых изъятий должны учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

3) однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

4) соразмерность основана на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.

При этом ставки налога должны обосновывать ту долю изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие, а государство  должно быть заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые, с одной стороны, не препятствовали бы развитию предпринимательства, а с другой - обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет.

К группе юридических принципов  относятся:

1) учет интересов налогоплательщиков и простота исчисления налога - основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки, время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога;

2) универсализация налогообложения, обеспечивающая, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;

3) экономичность - основана на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание;

4) нейтральность предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством;

5) установление налогов  законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны;

6) отрицание обратной  силы налогового закона основано на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия;

7) сочетание  интересов государства и других  субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства.

 Например, оно проявляется  в неравноправном положении государства  и плательщика налогов при  взыскании недоимок и штрафов  и при возврате переплаченных  налогов. 

К группе организационных  принципов относятся:

1) единство  налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

2) подвижность  (эластичность) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов, и изменение размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям;

3) стабильность основана на том, что налоговая система не должна подвергаться каким-либо изменениям и дополнениям в течение длительного периода;

4) исчерпывающий  перечень налогов и их четкое  разделение налогов по уровням  государственного управления - заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, изымаемых как с юридических, так и с физических лиц; как для федерального, так и для местного уровня государственного управления.

Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой  системы.  Например, в большинстве  федеральных государств функционирует трехуровневая налоговая система. В США это федеральные налоги, налоги штатов и муниципальные налоги. В Германии - федеральные налоги, налоги земель и местные. Аналогичное строение налоговой системы во Франции, Италии, Нидерландах, ряде других европейских и американских стран.

5) использование системы  налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех.

Например, в отдельных случаях  могут быть установлены льготные, более низкие процентные ставки налогов  для малых предприятий, предприятий в которых работают инвалиды, а также для вновь открываемых предприятий.

6) гармонизация налогообложения основана на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

 

3. Принципы  налогообложения в Российской  Федерации

 

При формировании налоговой системы  Российской Федерации были учтены общепризнанные в мировой практике принципы налогообложения.  С введением в действие Части  первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 г. российская налоговая система функционирует по принципам, максимально приближенным к принципам организации налоговых систем в странах с высоким уровнем экономического развития.

Основными принципами налогообложения в Российской Федерации (ст.3 НК РФ) являются следующие:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на условиях всеобщности и равенства налогообложения, с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).


Информация о работе Методологические принципы налогообложения и построения налоговой системы государства