Методы внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 10:55, реферат

Описание работы

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………….3
Методы внутрифирменного планирования…………….……………….7
Учетная политика предприятия и налоговое планирование…………..13
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………….………………………………………………….3

  1. Методы внутрифирменного планирования…………….……………….7
  2. Учетная политика предприятия и налоговое планирование…………..13

Заключение……………………………………………………………………18

Список используемой литературы………………………………………….20

 

 

Введение.

 

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы минимальными.  Поскольку налоговые  платежи  представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Вместе с тем начисление и уплата налогов функционально не связаны с производством, налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он, естественно, желает избежать.

Этого можно добиться двумя путями:

1) используя все легальные  возможности снижения своих налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными;

2) пытаясь скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих действиях и доходах.

Первый, легальный путь называется избежанием налогов. Он может вызывать недовольство властей, но он находится под защитой закона, хотя в некоторых "пограничных" случаях исход конфликта с налоговыми органами не может быть спрогнозирован с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отношение только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность.

Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и налоговые, предусматривают, что они могут нарушаться предпринимателями и что последние должны нести за это ответственность.

Важно и абсолютно необходимо для нормального коммерческого оборота, чтобы потери всех лиц, пострадавших от такого нарушения, были полностью и в адекватной форме компенсированы за счет средств нарушителя. Таким образом, если какого-то нарушения нельзя избежать, надо заранее предусмотреть все возможные последствия и быть готовым нести соответствующие расходы.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. В прошлом, когда были распространены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляемые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кнута, но и пряника (нередки даже случаи возврата ранее уплаченных налогов), которым государство стремится привлечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных властям формах. Изучая и используя появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.

Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предприятия. Например, предприятию в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки (но тогда с высокой прибыли придется платить и повышенный налог).

Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Многонациональные корпорации и концерны обычно содержат специальные службы налогового планирования, которые подчиняются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации.

Наконец, необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени в той или иной стране. Если налоговое бремя в стране не превышает 10 — 15% ВНП (или общего чистого дохода, если применить этот критерий к отдельному предприятию или предпринимателю), то потребность в налоговом планировании минимальна, а мелким предпринимателям лучше вообще не забивать себе голову этими вопросами.

 

  1. Методы внутрифирменного планирования.

 

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы 
близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование) и на налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

  • сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства);
  • текущее налоговое планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;
  • экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

• разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные  налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная с позиций налоговых  последствий форма договорных  отношений (например, реализация продукции  самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями  об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета  в целях налогообложения, учетная  политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Эффективная система налогового планирования для предприятия не может ограничиваться только кругом налоговых обязательств этого конкретного предприятия. Любой экономический агент в современных условиях представляет собой отдельное звено в длинной цепи экономических отношений. У каждого предприятия всегда есть как продавцы, поставщики, подрядчики, так и покупатели, заказчики, клиенты. Учет налоговых обязательств и проблем контрагентов является обязательным условием выработки конкурентоспособных предложений. Налоговое планирование любого лица должно осуществляться с учетом предоставления максимально благоприятных условий для деловых партнеров.

Для проработки отдельных вопросов последующего и текущего финансового контроля за налоговыми обязательствами, планирования и налоговой экспертизы новых коммерческих и инвестиционных проектов могут привлекаться внешние специалисты. Такая практика получила широкое распространение во всех странах с развитой рыночной экономикой. Эти услуги предоставляют частные налоговые эксперты, налоговые адвокаты, специализированные налоговые и юридические фирмы, отделы по налоговому планированию и налоговому консультированию аудиторских фирм, ассоциации и объединения налогоплательщиков, налоговых консультантов, аудиторов.

К наиболее эффективным формам организации деятельности в сфере налогового планирования относится создание собственных высококвалифицированных и хорошо оснащенных специализированных налоговых подразделений. Такими подразделениями располагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страховые, инвестиционные предприятия в развитых странах.

Как правило, собственное подразделение по налоговому планированию создают средние и даже небольшие предприятия, деятельность которых осуществляется в международном масштабе. Специализированные налоговые отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать десятки, и даже сотни человек. Количество специалистов часто определяется не столько объемами проводимых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом различных сфер экономической деятельности.

Создание собственных налоговых подразделений обычно не исключает привлечение независимых специалистов и обращение в консультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания норм налогового законодательства и налоговой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и возрастает необходимость привлечения высококлассных специалистов в отдельных узких областях.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно,  в  этих условиях  строить  какие-либо   "долгоиграющие" схемы довольно рискованно.  Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и модели, позволяющие правильно строить взаимоотношения с налоговым ведомством, а для предприятий, уже выведших на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах,  могут разрабатываться  уже  нормальные программы международного налогового планирования.

Налоговое планирование в своих активных формах предполагает "подстраивание" налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его деятельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий.

Во-первых, это — объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.

Информация о работе Методы внутрифирменного планирования