Межбюджетные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:38, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности межбюджетных трансфертов. В соответствии с ней, основными задачами исследования являются:
раскрытие понятия и функций межбюджетных трансфертов;
выявление основных форм межбюджетных трансфертов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и функции межбюджетных трансфертов 4
2. Формы межбюджетных трансфертов 6
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

8) иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления;

9) бюджетные кредиты  местным бюджетам.

Из приведенного перечня  межбюджетных трансфертов видно, что  межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться  не только местным бюджетам, но и  федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к  региональным бюджетам.

Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

1. дотации из региональных  фондов финансовой поддержки  поселений, муниципальных районов и городских округов;

2.субсидии из фондов  муниципального развития;

3.субсидии из региональных  фондов софинансирования социальных  расходов;

4. субвенции из региональных  фондов компенсаций; 

5.иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления;

6. бюджетные кредиты12.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ.

К ним относятся:

Дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного  фонда финансовой поддержки поселений;

Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Поселение - это городское  или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального района;

Субвенции из местных  бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;

Субвенции из бюджетов поселений  в бюджеты муниципальных районов  на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

Средства, перечисляемые  в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования  перед федеральными органами государственной  власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;

Иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления.

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных  бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.

Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, следует отметить, что осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Наиболее значимыми  проблемами бюджетной системы РФ являются:

1) проблема несоответствия  доходов региональных и местных  бюджетов расходным обязательствам  региональных и местных органов  власти;

2) недостаточно эффективная  нормативно-правовая основа, регулирующая  межбюджетные отношения;

3) чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития;

4) неэффективная система  распределения финансовой помощи  нуждающимся регионам и муниципалитетам  посредством межбюджетным трансфертов,  поощряющая иждивенческие настроения  и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

Основными направлениями  совершенствования межбюджетных отношений  в России должны стать:

1) укрепление финансовой  самостоятельности субъектов Федерации;

2) укрупнение регионов  на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

3) создание четкой  нормативно-правовой основы, объективно  оценивающей усилия нуждающихся  регионов, направленные на рост  своей социально-экономической базы;

4) введение эффективной  дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;

5) обеспечение определенных  финансовые преимуществ для регионов-доноров,  за счет которых живут регионы,  получающие федеральную помощь.

Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.

Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих  направлениях:

1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;

2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;

3) создание стимулов  для улучшения качества управления  региональными и муниципальными  финансами;

4) повышение прозрачности  региональных и муниципальных  финансов.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. [Электронный ресурс] //Консультант +, 2012. – 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM).
  2. Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. [Электронный ресурс] //Консультант +, 2012. – 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM).
  3. Завьялов, Д. Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики / Д. Ю. Завьялов // Финансы. – 2008. -№3. – С. 11-14.
  4. Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2008. – 512 с.
  5. Суглобов, А. Е. Развитие межбюджетных отношений в РФ  / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Финансы и кредит. - 2009. - №1. – С. 14-18.
  6. Финансы: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – 703 с.
  7. Шишлов, А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты / А. В. Шишлов // Финансы. – 2007. - № 11. – С. 10-13.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. [Электронный ресурс] //Консультант +, 2012. – 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM);Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. [Электронный ресурс] //Консультант +, 2012. – 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM).

2 Завьялов, Д. Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики / Д. Ю. Завьялов // Финансы. – 2008. -№3. – С. 11-14.

3 Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2008.  – 512 с.

4 Суглобов, А. Е. Развитие межбюджетных отношений в РФ  / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Финансы и кредит. - 2009. - №1. – С. 14-18.

5 Финансы: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – 703 с.

6 Шишлов, А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты / А. В. Шишлов // Финансы. – 2007. - № 11. – С. 10-13.

7 Финансы: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – С. 256.

8 Суглобов, А. Е. Развитие межбюджетных отношений в РФ  / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Финансы и кредит. - 2009. - №1. – С. 15.

9 Шишлов, А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты / А. В. Шишлов // Финансы. – 2007. - № 11. – С. 11.

10 Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2008.  – С. 189.

11 Финансы: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – С. 267.

12 Завьялов, Д. Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики / Д. Ю. Завьялов // Финансы. – 2008. -№3. – С. 12.


Информация о работе Межбюджетные трансферты