Налог на игорный бизнес
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:28, доклад
Описание работы
Налог на игорный бизнес является региональным налогом (налогом субъектов РФ), обеспечивающим региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять следующие элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных законодателем на федеральном уровне, то есть в гл. 29 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно НК РФ.
Файлы: 1 файл
игорный бизнес - предпринимательская
деятельность, связанная с извлечением
организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за
проведение азартных игр и (или) пари, не
являющаяся реализацией товаров (имущественных
прав), работ или услуг;
Налогоплательщиками налога
на игорный бизнес признаются организации
или индивидуальные предприниматели,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения
признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской
конторы.
Каждый объект налогообложения
подлежит регистрации в налоговом органе
по месту установки этого объекта налогообложения
не позднее чем за два дня до даты установки
каждого объекта налогообложения. Регистрация
производится налоговым органом на основании
заявления налогоплательщика о регистрации
объекта (объектов) налогообложения с
обязательной выдачей свидетельства о
регистрации объекта (объектов) налогообложения..
Налог на игорный бизнес
является региональным налогом (налогом
субъектов РФ), обеспечивающим региональные
бюджеты собственными источниками финансирования
своих расходов. Региональные налоги и
сборы обязательны к уплате на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации. При установлении региональных
налогов законодательные (представительные)
органы субъекта Российской Федерации
наделены правом определять следующие
элементы налогообложения: налоговые
ставки (в пределах, установленных законодателем
на федеральном уровне, то есть в гл. 29
НК РФ), порядок и сроки уплаты налога.
Иные элементы налогообложения устанавливаются
непосредственно НК РФ.
Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками
налога на игорный бизнес признаются организации
и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в сфере
игорного бизнеса. Плательщиками налога
на игорный бизнес являются только те
организации и индивидуальные предприниматели,
которые занимаются игорным бизнесом,
то есть предпринимательской деятельностью,
связанной с извлечением организациями
или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за
проведение азартных игр и (или) пари, не
являющейся реализацией товаров (имущественных
прав), работ или услуг (ст. 364 НК РФ).
В то же время следует отметить,
что законодатель рассматривает в качестве
налогоплательщиков налога на игорный
бизнес только тех лиц, деятельность которых
связана с проведением азартных игр и
получением доходов в виде выигрыша и
(или) платы за игру. Это следует из определения
азартной игры, приведенного в ст. 364 НК
РФ.
Согласно указанной статье
азартной игрой признается основанное
на риске соглашение о выигрыше, заключенное
двумя или несколькими участниками между
собой либо с организатором игорного заведения
(организатором тотализатора) по правилам,
установленным организатором игорного
заведения (организатором тотализатора).
Участником в силу ст. 364 НК РФ
является физическое лицо, принимающее
участие в азартных играх и (или) пари,
проводимых организатором игорного заведения
(организатором тотализатора). Данное
определение фактически может быть охарактеризовано
также как определение игрока.
В ином случае, когда,
например, на бильярдных столах проводятся
азартные игры (принимаются ставки на
пари), организацию следует признать организатором
игорного заведения либо организатором
тотализатора и, соответственно, плательщиком
налога на игорный бизнес.
.
.
Практика применения положений
НК РФ об ответственности за нарушение
налогового законодательства с момента
появления части первой НК РФ сделала
привычным для любого руководителя и бухгалтера
полагать, что наказание грозит лишь тем,
кто искажает налоговую базу по налогам
либо вовсе их не уплачивает.
Дабы "не ссориться" с налоговыми
органами, многие игорные заведения предпочитают
несколько переплачивать налог на игорный
бизнес, создавая для себя так называемую
"подушку безопасности". И при возникновении
конфликта с проверяющими делают акцент
на переплату налога, требуя зачесть переплаченную
сумму в счет тех налогов, которые, по мнению
проверяющих, были уплачены не в полном
размере.
Практика разрешения налоговых
споров всегда исходила из того, что наказать
налогоплательщика можно лишь тогда, когда
его действие (бездействие) приводит к
неуплате либо недоплате налогов и (или)
сборов.
А в ситуации, когда налогоплательщик
мог доказать наличие переплаты по налогам
и сборам, суды учитывали, что суммы переплаты
налогоплательщик вправе предъявить к
зачету в счет определенных налогов и
сборов. И тем самым покрыть образовавшуюся
по ним недоимку, или заявить сумму переплаты
к возврату.
В ситуации, когда налогоплательщик
не только уплатил все налоги и сборы,
но и произвел их уплату в большем размере,
налогоплательщик с позиции положений
НК РФ об ответственности никаких противоправных
действий не совершил, отразив в действительности
на счетах бухгалтерского учета не только
сумму долга по налоговым обязательствам
перед государством, но и сумму задолженности
государства перед налогоплательщиком,
образовавшуюся в результате переплаты.
Выявленный смысл подтверждается
судебной практикой, исходя из которой
суды единогласно признали необоснованным
предъявлять какие-либо требования к тем
налогоплательщикам, которые имеют переплату
по налогам и сборам, признавая факт переплаты
основанием для освобождения налогоплательщиков
от ответственности, а никак не предпосылкой
для наступления самостоятельной ответственности
по ст. 120 НК РФ.
Факты использования "игровых"
объектов без регистрации, как правило,
выявляются налоговым органом в ходе осмотра
(обследования) помещения налогоплательщика,
который может быть проведен, в том числе,
и при камеральной проверке. Выявив такие
нарушения, налоговые органы вправе привлечь
налогоплательщика к ответственности
в виде штрафа в размере трех или шести
(если нарушение имело место более одного
раза) ставок налога, установленных для
соответствующего объекта (п. 7 ст. 366 НК
РФ).
Отсутствие регистрации не
может служить основанием для освобождения
от уплаты налога. Налогоплательщик в
силу закона должен регистрировать "игровые"
объекты, а значит, и уплачивать налог.
Неправомерным также признается
использование игровых автоматов после
снятия их с регистрации. Согласно п. 4
ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается
выбывшим после представления налогоплательщиком
в налоговый орган заявления о регистрации
уменьшения количества объектов налогообложения.
В то же время согласно п. 3 данной статьи
налогоплательщик обязан зарегистрировать
такое уменьшение не позднее чем за два
рабочих дня до их выбытия.
Зачастую для проведения тех
или иных ремонтных работ налогоплательщик
вынужден приостанавливать свою деятельность.
Возникает вопрос: а должен ли он уплачивать
налог за такие периоды, учитывая, что
никакой экономической выгоды не получает,
предпринимательской деятельности не
осуществляет, объекты игорного бизнеса
не используются. Порядок уплаты налога
в этом случае рассмотрен в Письме Минфина
России от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39. В нем Минфин,
связывая обязанность по уплате налога
с использованием объектов игорного бизнеса
и получением дохода, разъяснил: поскольку
налоговым периодом по налогу на игорный
бизнес признается календарный месяц,
налогоплательщики, использующие объекты
игорного бизнеса в течение неполного
календарного месяца, должны уплатить
налог за весь месяц. Однако если налогоплательщик
временно приостановил деятельность и
в течение всего календарного месяца ее
не осуществлял, то обязанности уплатить
налог за этот месяц не возникает. Однако
высказанная позиция Президиума ВАС РФ
в Постановлении от 22.03.2006 N 11390/05 это утверждение
Минфина ставит под вопрос. Ведь суд связывает
прекращение обязанности по исчислению
и уплате налога с моментом регистрации
выбытия объектов игорного бизнеса, а
не осуществления деятельности.
Кассы тотализатора и букмекерской
конторы согласно ст. 266 НК РФ являются
объектом налогообложения "игорным"
налогом. Под ними в соответствии со ст.
364 НК РФ понимается специально оборудованное
место у организатора игорного заведения,
где учитывается общая сумма ставок и
определяется сумма выигрыша, подлежащая
выплате.
Зачастую налогоплательщики
создают целые сети объединенных в одну
систему пунктов, которые принимают ставки
на исход какого-либо события и выплачивают
соответствующие выигрыши. Решение вопроса
о налогообложении каждого пункта, входящего
в сеть, зависит от того, как учитываются
общая сумма ставок и суммы выигрышей.
Если тотализатор или букмекерская контора
организованы таким образом, что нет возможности
централизованно учитывать общую сумму
ставок и выигрыша, то объектом налогообложения,
подлежащим регистрации в налоговых органах,
будет являться касса тотализатора, находящаяся
в каждом подразделении. Следовательно,
налог должен уплачиваться по месту регистрации
каждого пункта. Если общая сумма ставок
и сумма выигрыша, подлежащая выплате,
учитываются только в головном подразделении
организации, то объектом налогообложения
будет являться только касса, находящаяся
в этом подразделении. Позицию налоговых
органов подтверждает сложившаяся арбитражная
практика. В качестве доказательств наличия
единой кассы налогоплательщик может
представить единую кассовую книгу, приходно-расходные
ордера, квитанции-ставки игроков с единым
коэффициентом выигрыша, установленным
в головном подразделении букмекерской
конторы, прайс-листы событий, на которые
принимаются ставки, правила проведения
игры и др.
Как уже было указано, согласно
п. 2 ст. 266 НК РФ, каждый объект налогообложения
подлежит регистрации в налоговом органе
по месту его установки. В последнее время
можно встретить игровые автоматы, установленные
в поездах, на теплоходах и других транспортных
средствах. В связи с этим возникает вопрос,
в каком налоговом органе нужно регистрировать
такие игровые автоматы: транспорт находится
в постоянном движении и объект физически
не привязан к конкретной территории,
подведомственной тому или иному налоговому
органу. Регистрировать объекты и платить
"игорный" налог следует по месту
нахождения транспортных средств, на которых
установлены игровые автоматы. Для морских,
речных и воздушных транспортных судов
таким местом является порт приписки,
где базируется судно, или место государственной
регистрации, а при их отсутствии - место
нахождения (жительства) собственника
имущества, для остальных транспортных
средств (в том числе поездов дальнего
следования) - место государственной регистрации,
а при ее отсутствии - место нахождения
(жительства) собственника имущества.
В расчетах с бюджетом по налогу
на игорный бизнес есть несколько основных
спорных моментов. В частности, много разногласий
вызывают порядок регистрации игрового
оборудования, который имеет отношение
к расчету налога, определение объектов
налогообложения, а также правила расчета
самого азартного налога.
Порядок регистрации игровых
объектов, предусмотренный ст. 366 НК РФ,
установлен в целях осуществления налогового
контроля за общим количеством объектов
и правильностью исчисления и уплаты налога
на игорный бизнес. Названный порядок
регистрации устанавливает взаимосвязь
регистрации объектов налогообложения
с моментом их установки. Положения гл.
29 НК РФ в части регистрации "азартных"
объектов не учитывают цели установки
и возможность их дальнейшей эксплуатации.
Этого достаточно, чтобы налоговики придерживались
мнения, что регистрация игровых объектов
производится не позднее чем за два дня
до установки независимо от того, будет
в дальнейшем использоваться игровое
оборудование для проведения азартных
игр или нет. Много судебных решений принято
в пользу налогоплательщика, не зарегистрировавшего
установленное, но не используемое в заведении
игровое оборудование. В Постановлении
ФАС МО от 29.05.2008 N КА-А41/4733-08 указано на
то, что сам по себе факт наличия игровых
автоматов не свидетельствует о факте
нарушения налогового законодательства
в части постановки автоматов на учет.
Для этого нужны как минимум доказательства
того, что игровые автоматы были подключены
и на них проводились азартные игры.
На практике не исключена такая
ситуация. Организация заключила договор
на приобретение игрового оборудования
и не позднее чем через два дня поставила
его на учет в налоговой инспекции. К назначенному
сроку оборудование не было получено от
поставщика, в связи с чем налоговый орган
посчитал, что организация должна снять
с учета зарегистрированное оборудование,
которое по прошествии двух дней не установлено.
Организация, которая этого не сделала,
нарушила порядок регистрации, но судьи
так не считают. Заявление о регистрации
объекта налогообложения может быть подано
в инспекцию заблаговременно, то есть
более чем за два дня до даты его установки.
Как следует из фактических обстоятельств
дела, игровое оборудование не выбывало
с даты регистрации, а ввод его в эксплуатацию
позже предполагаемого срока не является
нарушением положений п. п. 2 - 4 ст. 366 НК
РФ, которые не содержат срока фактической
В соответствии с пунктом 3 Приказа
Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н "О
порядке постановки на учет налогоплательщиков
налога на игорный бизнес" постановка
на учет осуществляется налоговым органом
в срок не позднее пяти дней со дня представления
заявления о регистрации объекта налогообложения
налогом на игорный бизнес.
Информация о работе Налог на игорный бизнес