Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение налога на имущество физических лиц. Цель работы определила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы. К ним относятся:
1) исследовать сущность и правовые основы налога на имущество физических лиц;
2) выяснить, кто относится к налогоплательщикам налога на имущество физических лиц;
3) описать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и правовые основы налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………….5
Характеристика налога на имущество физических лиц…………………5
Налогоплательщики налога на имущество физических лиц…………….6
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………….9
2.1. Налоговая база и ставки налога на имущество физических лиц………….9
2.2. Льготы, исчисления и уплата налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...20
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность
и правовые основы налога на имущество
физических лиц………………………………………………………………………
Глава 2. Порядок
исчисления и уплаты налога на имущество
физических лиц………………………………………………………………………
2.1. Налоговая база и ставки налога на имущество физических лиц………….9
2.2. Льготы, исчисления и уплата налога
на имущество физических лиц………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения их состава, ставок и порядка взимания налогов.
Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Изучение темы налогообложения
имущества физических лиц остается
по-прежнему актуальным, т.к. гражданам
очень важно знать с какого
имущества они должны уплачивать налог, как он исчисляется
и какими льготами они обладают.
Следовательно, объектом
исследования в работе будет налог на
имущество физических лиц.
Представительными органами местного самоуправления устанавливаются ставки по налогу на имущество в пределах, установленных Федеральным Законом.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение налога на имущество физических лиц. Цель работы определила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы.
К ним относятся:
1) исследовать сущность и правовые основы налога на имущество физических лиц;
2) выяснить, кто относится к налогоплательщикам налога на имущество физических лиц;
3) описать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
Основные нормативные документы для проведения исследования Налоговый кодекс Российской и Федерации и Федеральный Закон «О налогах на имущество физических лиц».
Глава 1. Сущность и правовые основы налога на имущество физических лиц
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.
Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.
Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.
Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.
Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.
Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории. Налог на имущество физических лиц – местный налог, так как устанавливается Федеральным законом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. [1, 307]
2.1. Налогоплательщики налога на имущество физических лиц
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Отсутствие у указанных лиц государственного акта (документа), удостоверяющего право собственности на указанное имущество, равно как отсутствие предусмотренной действующим законодательством регистрации права собственности не может являться основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками в отношении этого имущества, если фактически эти лица реализуют права по владению, распоряжению и использованию этим имуществом.
Основания возникновения права собственности могут быть первоначальные, то есть право собственности на недвижимость возникает впервые, и производные, то есть права собственника зависят от прав его предшественников.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники этого имущества несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если физическое лицо является членом кооператива и не полностью выплатило паевой взнос, то право собственности возникает с момента регистрации, а обязанность уплаты налога – с момента полной выплаты паевых взносов.
Следует отметить, что если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачиваться родителями, опекунами или попечителями. Налог на строения, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в которых они находятся на полном государственном обеспечении. При этом налог уплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.
Собственник должен зарегистрировать недвижимое имущество в соответствии с нормативно правовыми актами (ст.219 ГК РФ, ФЗ от 21 июля 1997г. №122-ФЗ).
Не признается налогоплательщиком в отношении арендуемого имущества арендатор этого имущества. Объектами налогообложения признаются находящиеся на территории местного самоуправления следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения. Объекты незавершенного строительства относятся (включаются в состав) к объектам налогообложения в порядке, определяемом органами субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества или его части, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их места пребывания и от того, каким образом эти физические лица осуществляют права по владению, распоряжению и пользованию этим имуществом. [4, 106]
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц
2.1. Налоговая база и ставки налога на имущество физических лиц
Налоговой базой для налога на имущество физических лиц признается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость
– это восстановительная
Суммарная инвентаризационная
стоимость – это сумма
Оценке для целей налогообложения не подлежат: строящиеся объекты, самовольно возведенные, бесхозяйные, признанные непригодными для дальнейшей эксплуатации и неопределенного назначения объекты.
Оценка строений производится по их инвентаризационной стоимости, которая для целей налогообложения принимается равной восстановительной стоимости уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. При этом восстановительная стоимость пересчитывается по уровню цен 1991 года на основе нормативных документов, а затем по уровню цен года оценки на основании коэффициентов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов.
Для квартир, гаражных боксов и прочих помещений установлен единый функциональный показатель м2. Инвентаризационная стоимость приватизированных строений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.[5,237]
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных Законом РФ №2003-1, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Представительные органы местного самоуправления определяют дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа его использования и по конкретным критериям. Во внимание принимается характер помещения (жилое или нежилое), используется ли оно для хозяйственных или коммерческих нужд, материал, из которого оно построено. Налог на имущество физических лиц полностью зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.[5,239]
2.2. Льготы, исчисления и уплата налога на имущество физических лиц
Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрены категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога на имущество.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
1) Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней. Для получения льготы представляются книжка Героя Советского Союза или РФ, орденская книжка;
2) Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды
с детства. Для получения
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Для получения вышеуказанных льгот представляется удостоверение участника Великой Отечественной войны;