Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. НАЛОГИ.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ……………….………………………….………...…...5
1.1. Понятие «налог» и его сущность……...……….…………………………...5
1.2. Экономическое содержание налога……………………………………....……………….……..……………..10
ГЛАВА II. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ В ОБЩЕСТВЕ……..………………….17
2.1. Налоговое бремя: его сущность и проблемные аспекты…………...........17
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе…………….. 22
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

курсач Любимская.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода — это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда .

В результате столкновения интересов в любом демократическом обществе, стихийно или сознательно, со временем складывается совокупное равновесное налоговое бремя – равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты (в валовом или чистом продукте страны), или по-другому, равновесная ставка совокупного налога, в основе которой лежат совокупные расходы государства на воспроизводство своих функций с учетом соотношения спроса государства на налоги и предложения налогоплательщиками доходных источников для налогообложения. Однако, монополистический характер «рынка» государственных услуг порождает субъективизм и препятствует объективному процессу формирования равновесного налогового бремени, искажает ценовые пропорции. Чаще всего, это проявляется в завышенном, сверхпредельном уровне налогообложения (в завышенном спросе государства на налоги по сравнению с объемом предоставляемых общественных благ), а также в существенном превышении бремени начисленных в соответствии с законодательством (запрашиваемых) налогов и бремени фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов.

8«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно равновесного) налогового бремени возникают по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, либо развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту – к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Чрезмерно заниженное налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.

С распределением налогового бремени при косвенном налогообложении связано понятие «избыточное налоговое бремя». По мнению американских экономистов, избыточное бремя означает потерю эффективности для общества вследствие введения налога. Это потеря для общества чистой выручки, поскольку потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже прежнего равновесного уровня .

Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.

Формула для оценки фактического налогового бремени, которое несет население (1):

(1)

НЛН – начисленные личные налоги с физических лиц;

НКН – начисленные косвенные налоги;

Кд – коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 – 0,7);

ДДН – денежные доходы населения.

 

Из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики:

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о нижнем его пределе.

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых начислений на оплату труда в форме единого социального налога.

В-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно .

Выводы: налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия на национальную экономику в целом и отдельно на каждого налогоплательщика. Показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики. Налоговое бремя играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономик

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Поднятая проблема, как оговаривалось выше, достаточно актуальна в наше время. Еще во введении это было обусловлено и доказано, также была поставлена цель и оговорены задачи, работа над которыми позволит, на наш взгляд, сделать сейчас вывод и подытожить проделанную работу.

В соответствии с целью были решены следующие задачи:

- рассмотрено понятия  «налог» и его сущность;

- изучено экономическое  содержание налога;

- выявлены функции налогов;

- отражена классификация  налогов;

- рассмотрены проблемные  аспекты понятия «налоговое бремя»;

- изучены проблемы распределения  налогового бремени в обществе.

Углубившись в каждую из них, нам удалось раскрыть для начала саму сущность налогов, их содержание и функции, которыми они наделены. Всё это было описано в 1 и 2 главах представленной работы: Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Классификация же налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом.

Как итог к последней главе можно выделить следующую фразу: показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики, именного от уровня налогового бремени, возложенного на каждого из нас, зависит материальное благополучие не только отдельной личности, но и всего населения страны в целом.

Несомненно, налоговая система в каждой стране стремится всеми силами улучшить положение. Нельзя сказать, что налоговая система хотя бы в нашей стране стабильна и процветает. Там тоже есть своя неразбериха, которая приводит к нестабильному положению в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Необходимо одним из первых шагов начать налаживать налоговую систему каждой страны.

Государственные налоги - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Местные налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований) .

Налоги, взимаемые только с юридических лиц - налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог на операции с ценными бумагами и т.д.

Налоги, взимаемые только с физических лиц - земельный налог, налоги на имущество физических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.д.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц - земельный налог и т.д.

Закрепленные налоги - налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.

Регулирующие налоги – налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.

Прямые налоги – это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения. Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. К ним относятся подоходныё налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги – завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость .

Налоги, взимаемые у источника – налоги на доходы физических лиц. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентом сразу в бюджет.

Налоги, взимаемые по декларации – налоги на прибыль. Взимаются после подачи налогоплательщиком заявления, в котором описываются полученные им за определенный период доходы и распространяющиеся на них налоговые скидки и льготы.

Налоги, взимаемые по кадастру – земельные налоги и налоги на транспорт. При взимании данного налога используется кадастр – реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.

Пропорциональные налоги – налоги, которые действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налоги на прибыль, на доходы физических лиц).

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007.

2. Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России: Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2006.

3. Жидкова Е.Ю. Налоги и  налогообложение: Учебное пособие. – М.: ГроссМедия, 2009.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. - М.: Юристъ, 2006.

5. Миляков Н.В. Налоги и  налогообложение: Учебник. – 5-ое изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

7. Перов А.В., Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Учебное  пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

8. Скворцов О.В., Скворцова  Н.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Скрипниченко В.А.Налоги и налогообложение. Учеб. пособие. – СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

10. Толкушкин А.В. Энциклопедия  российского и международного  налогообложения — М.: Юристъ, 2003.

11.www.koret.ru.

12.www.econ.msu.ru.

 

 

 


Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе