Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:36, реферат
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Существуют следующие функции налогов:
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
Юдина Вероника гр. ЭЭП-211
Налоги. Налоговая политика
Понятие налога. Функции налогов
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Существуют следующие функции налогов:
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.
Понятие, сущность и основные виды налоговой политики
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.
Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как
стимулирование экономического
роста, преодоления инфляционных
процессов, снижение дефицита бюджета,
сбалансирование размеров
2. Социальных задач; обеспечение
занятости населения, стимулирования
роста доходов и уровня жизни
населения, перераспределение
3. Задачи оптимизации налоговых
изъятий, т.е. достижения паритета
между общественными, корпоративными
и личными интересами в
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.
В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой
- одинакового налогообложения
производителей независимо от
отраслевой принадлежности
- равенства налогового бремени
для различных категорий
- одинаковых условий
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.
Конституция Российской Федерации закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.
Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.
Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
- фискальные - повышение доходов государства;
- экономические - обеспечение экономического
роста, ослабление цикличности
- социальные - перераспределение налогов
в интересах определенных
- международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики :
Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.