Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:42, доклад
Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в послевоенный период (1950-е годы), когда политика японского правительства в области налогообложения сыграла важную роль как в обеспечении общих условий социально-экономического развития страны, так и в качестве средства проведения промышленной политики и политики ускоренной технической модернизации.
Япония – унитарное
Действующая в настоящее время налоговая
система Японии сформировалась в послевоенный
период (1950-е годы), когда политика японского
правительства в области налогообложения
сыграла важную роль как в обеспечении
общих условий социально-экономического
развития страны, так и в качестве средства
проведения промышленной политики и политики
ускоренной технической модернизации. Основные принципы современной системы
налогообложения были сформулированы
в рекомендациях «миссии Шоупа», имевших
целью внедрение «лучшей в мире налоговой
системы» . Однако японское правительство
подошло весьма избирательно к претворению
рекомендаций в жизнь и очень скоро занялось
адаптацией налоговой политики к социально-культурным
особенностям и насущным экономическим
потребностям страны . А так как основной
задачей тогдашней экономической политики
Японии было стимулирование ускоренного
экономического роста, то и политика в
сфере налогообложения была призвана
обеспечить наиболее благоприятные условия
для решения этой задачи. Более того, по
признанию большинства японских и зарубежных
специалистов и экспертов, послевоенный
японский тип налоговой системы формировался
по преимуществу как неотъемлемый элемент
политики экономического роста, что неизбежно
влекло за собой преднамеренный отход
от принципов равенства и нейтральности
в осуществлении налоговой политики.
Использование налоговой системы в качестве
инструмента ускоренного экономического
роста происходило, во-первых, в виде стимулирующих
мер для достижения специфических политических
целей и, во-вторых, в виде постоянного
снижения налоговых ставок.
Между правительством и деловыми кругами
в тот период сложился консенсус относительно
того, что налоговая система должна активно
использоваться для стимулирования экономического
роста. лежавшая в основе общей стратегии
экономического роста промышленная политика
правительства носила вынужденно (вследствие
объективной ограниченности распределяемых
ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие
налоговые меры распространялись преимущественно
на определяемые в каждой конкретной фазе
развития приоритетные отрасли и производства
(отсюда и широко известное наименование
«система приоритетного налогообложения»).
Общее налоговое бремя нации, отношение
суммарного объема налогов к национальному
доходу составляло в первой половине 50-х
годов ХХ века 16,5% по сравнению с 35,5% —
в Англии, 24,4 — в ФРГ, 21,9 — в США и Канаде
и 21,8% — во Франции . Начиная со второй
половины 70-х годов обнаружилась тенденция
к утяжелению налогового бремени, но и
в середине 90-х годов оно было значительно
легче, чем в других развитых странах .
Современная налоговая система Японии,
как в США и Европе, характеризуется множественностью
налогов. Их имеет право взимать каждый
орган территориального управления.
Местные налоги отнюдь не доминируют в
местных бюджетах, составляя значительно
меньше половины их доходной части. Собственные
налоговые поступления, несмотря на множественность
местных сборов, обеспечивают в последние
годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Это отличает японскую налоговую систему
от североамериканской, где местные налоги
зачастую превышают две трети бюджета
муниципалитетов. Довольно существенную
роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских
стран, в том числе в Германии и России,
играют отчисления от общегосударственных
налогов.
доходная часть бюджета страны и бюджетов
префектур строится не только на налогах.
В Японии по сравнению с рядом других стран
довольно высока доля неналоговых поступлений.
Так, в государственном бюджете налоги
составляют 84% и неналоговые средства
– 16%. Сюда входят арендная плата, продажа
земельных участков и другой муниципальной
недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций,
доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего
года и др.
В целом японская налоговая система представляется
достаточно эффективной.
Налоги в Японии
В Японии одна из самых низких в мире ставок НДС – всего 5 процентов. Правда правительство постоянно говорит о необходимости ее повышении, но пока все остается на прежнем уровне. В целом налоговая политика в стране лояльная и гибкая, например, по отношению к малому и среднему бизнесу. Для этих предпринимателей существует множество льгот, особенно в первые годы существования фирмы. Однако для крупных и богатых компаний ставка налога на прибыль может достигать 42 процентов.
Что касается доходов физических лиц, то по отношению к ним довольно благосклонны: если у человека нет возможности совершить выплаты, то государство дает рассрочку до пяти лет.
Что касается доходов физических лиц, то по отношению к ним довольно благосклонны: если у человека нет возможности совершить выплаты, то государство дает рассрочку до пяти лет.
Налоги – одна из главных и
обсуждаемых тем в
Еще один источник:
В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Как и в других странах, они подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые.
Основу всех налоговых поступлений в госбюджет -- около 70% -- составляют подоходный налог и налог с юридических лиц. Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.
Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, ᴨȇнсионных фондов и т.д.
Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека.
Налог на дарение взимается при получении подарка от частного лица, этот налог дополняет налог на наследство.
Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются оᴨȇрации по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.
Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.
Существует местный
За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф -- 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.
Из местных налогов наиболее
важным является так называемый налог
на право проживания. Им облагается
доход как физических, так и
юридических лиц за предыдущий год.
Причем его должны платить даже те,
кто не имеет ни работы, ни дохода
в текущем году, но имел доход
в прошедшем. Человек, обязанный
уплатить подоходный налог, должен сам
подсчитать свой доход за ᴨȇриод
с 1 января по 31 декабря и соответствующую
сумму налога и сообщить эти сведения
в местное налоговое
Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в ᴨȇриод с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.
По сравнению с другими
Сведения о доходах
Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).
У обычных служащих налоги вычитаются
при расчете зарплаты. Если других
доходов нет, то декларацию можно
не подавать. Ежегодный доход, однако,
при этом не должен превышать 15 млн.
иен. Если размер налогов, взятых при
расчете зарплаты, и реальная сумма
налогов, которая должна быть уплачена,
не совпадают, в конце года проводится
корректировка в
Не всем, кто сам подает сведения
о своих доходах, можно доверять.
В связи с этим налоговое управление
проводит выборочную проверку правильности
заполнения налоговых деклараций. Проводятся
также инсᴨȇкции особо злостных
неплательщиков. Отделы проверок и
инсᴨȇкций национального
Чаще всего на сокрытии доходов попадаются
предприятия, имеющие дело с наличными
деньгами, например казино, больницы и
т.д., а также розничные торговцы.