Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………………………5
1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5
1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8
1.3 Классификация налогов………………………………………………………13
1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17
2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39
2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41
Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47
Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.
Нормативы отчислений в фонд ежегодно устанавливаются Законом о бюджете Республики Беларусь. За ряд последних лет они являются стабильными и составляют 0,25 процента.
Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль относится к группе прямых налогов, взимаемых непосредственно из своего источника. Данный налог составляет 10% всех поступлений в государственный бюджет.
Плательщиками налога на прибыль являются организации.
Объектом обложения налогом на прибыль выступает валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Ставки налога на прибыль представлены в таблице 2.
Таблица3.2 Налоговые ставки на прибыль
Налоговая ставка на прибыль |
Налогоплательщик |
24% |
Общая, стандартная ставка для организаций. |
10% |
Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, а также для научно-технических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков. |
12% |
(общая ставка
уменьшенная на 50%) – для прибыли,
полученной от реализации |
12% |
По дивидендам, полученным от белорусских организаций. |
Сумма налога на прибыль исчисляется налогоплательщиками за год как произведением налогооблагаемой базы с учетом предоставленных налоговых льгот и установленной ставки налога.
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающая доходы из источников в Республике Беларусь.
Объектом налогообложения являются доходы: плата за перевозку, фрахт, в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг; дивиденды и приравненные к ним доходы; рояли; доходы от выполнения инновационных работ, предоставления гарантий и поручительства; доходы от проведения и организации на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий; доходы от оказания консультационных, маркетинговых, юридических, управленческих, посреднических услуг, услуг по рекламе, сопровождению грузов и др.
Ставки налога на доходы дифференцированы по их видам в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3.3 Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Ставка налога на доходы |
Объект налогообложения |
6% |
оплата за перевозки и за оказание транспортно-экпедиционных услуг |
12% |
Дивиденды |
15% |
другие доходы |
Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат.
Налог на недвижимость.
Налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход.
Плательщиками налога на недвижимость являются организации, кроме бюджетных организаций, и физические лица.
Объектами признаются:
Годовые ставки налога на недвижимость установлены в соответствии с таблицей 4.
Таблица 3.4 Ставки налога на недвижимость
Ставка налога на недвижимость |
Налогоплательщик |
1% |
Организации. Местные советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога, но не более чем в два раза. |
2% |
Организаций, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющие строительство новых объектов за исключением завершающихся строительством объектом в сроки, определенные Советом министров Республики Беларусь. |
0,1 % |
Гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества, граждане, включая индивидуальных предпринимателей. |
Налоговая база на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.
Платежи в дорожный фонд.
Дорожный фонд находится в распоряжении республиканских и местных органов власти как целевой денежный ресурс, предназначенный для финансирования затрат, связанных содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, выполнением мероприятий общеотраслевого значения и управлением дорожным хозяйством.
Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.
Объектами обложения признаются автомобильные транспортные средства иностранных государств: въезжающих на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь.
Ставки сбора устанавливаются в зависимости от вида автомобильного транспортного средства, его грузоподъемности, вместительности и времени пребывания на территории Республики Беларусь. Налоговая база сбора определяется исходя из количества выданных плательщику разрешений.
Упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения по Налоговому кодексу Республики Беларусь относится к особым режимам налогообложения. Она введена для стимулирования активизации предпринимательской инициативы в сфере развития малого бизнеса, увеличения занятости населения, роста производства продукции (работ, услуг), повышения уровня жизни граждан. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы налогообложения начала календарного года или со дня государственной регистрации.
Объектом налогообложения при упрощенной системе является осуществление предпринимательской деятельности.
Ставки налога при упрощенной системе приведены в таблице 5.
Таблица3. 5 Ставки налога при упрощенной системе налогообложения
Ставка налога |
Налогоплательщик |
6% |
Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на добавленную стоимость. |
8% |
Организации и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие налог на добавленную стоимость. |
15% |
Организации и индивидуальные предприниматели, использующие в качестве налоговой базы не выручку от реализации, а валовой доход. |
3% |
Организации и индивидуальные предприниматели в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь. |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах ставки налога устанавливаются в следующих размерах: | |
5% |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС |
3% |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС |
Налоговая база определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Объектом налогообложения признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Ставка единого налога установлена в размере 1 процента.
Налоговая база единого налога определяется исходя из полученной за налоговый период валовой выручки, в которую включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. [4, с.17-69]
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования.
Kак известно,
Республика Беларусь уже не
первый год в рейтинге
Основные проблемы
отечественной налоговой
Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС
Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так, например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [6, c.13].
В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.
В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).
В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [15, c.27].
Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [16, c.32].
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).