Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:53, курсовая работа
Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
Налоговый механизм нашей республики в настоящее время находится как бы в промежуточном состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного прямого государственного регулирования экономики.
Практика последних лет рыночных реформ показала, что основной источник бюджетного финансирования, каковым является налоги, явно оскудел.
Введение 3
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВ 5
1.1 Возникновение налогов 5
1.2 Развитие налогообложения 6
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 12
2.1 Понятие налога и его признаки 12
2.2 Виды налогов 14
2.3 Сущность налогов 18
2.4 Функции налогов 21
Глава 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 24
3.1 Структура налогообложения РК 27
3.2 Проблемы налоговой системы 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.
Следовательно,
среди экономических
Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
Налоговый механизм
нашей республики в настоящее
время находится как бы в промежуточном
состоянии: его содержание не отражает
административно-
Практика последних лет рыночных реформ показала, что основной источник бюджетного финансирования, каковым является налоги, явно оскудел.
И не от того, что налогов стало меньше или их совокупная сумма уменьшилась, просто стало больше случаев так называемого " уклонение" от налогов.
Сама система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.
Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом защититься от него.
К тому же
последнее время налоговый
Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.
Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.
И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер.
Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.
Налоги - представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном
обществе налоги - основной источник
доходов государства. Помимо
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох.
Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.
Ш. Монтескье (1689-1755)
полагал, что ничто не требует
столько мудрости и ума, как
определение той части,
А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.
На самых ранних стадиях государственной. организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.
Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.
И так, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов.
Одно не вызывает сомнений - прототипы налогов появились вместе с первыми организационными формами управления человеческим обществом.
В.Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.
Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму.
Поданные несли повинности личного характера (баршина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.
В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени. По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.
Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительную денежную форму.
Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства)
Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах).
Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных ) налогов.
Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом ( 63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения.
Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например: налог с оборота -1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.
Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней.
Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
Древний Рим ( IV в. до н.э.-VI в.н.э) |
Российская Федерация 1992 -1999 г.г. |
Дорожная пошлина |
Налог на пользователей автодорог |
Налог на вино, на пищу, на огурцы, на мыло |
Акцизы на отдельные группы товаров |
Пошлины ввозные и вывозные |
Таможенные пошлины |
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы.
Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения Цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.
Известный афоризм " Деньги не пахнут" также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан ( ( 9 - 79 г.г.), который ввел налог на отхожие места.
Так император ответил на вопрос - " Зачем ты берешь налог за это?"
В Европе XVI-XVII в.в. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов.
Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа.
Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.
Именно в конце XVII -начале XVIII.в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги. Развитие демократических процессов в Европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов.
Так, в Англии в 1215 году в "Великой хартии вольностей" было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации. Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1722 - 1790 г.г.).
В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год), он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
Третий период развития налогообложения начавший свою историю в XIX веке, отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании.