Налоговая система Российской Федерации. Понятия, виды налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:19, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие налога в Российской Федерации………………………….…5
1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации…………..5
2. Классификация налогов………………………………………….….9
3. Отграничение налога от сбора………………………………….…12
2. Система налогов и сборов Российской Федерации………………....15
1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов……………………………………………………………….15
2. Федеральные налоги и сборы………………………………..……19
3. Региональные налоги и сборы…………………………………….26
4. Местные налоги и сборы…………………………………………..28
5. Специальные налоговые режимы…………………………...…….30
Заключение………………………………………………………………..34
Нормативные акты......................................................................................35
Список использованной литературы…………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовое.rtf

— 383.30 Кб (Скачать файл)
>     Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный,  регрессивный.

     Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющихся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.

     Пропорциональным называется такой налог; в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, например, по 1 руб. с каждых 100 руб. Суть метода заключается В том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

     Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. Например, со 100 руб. взимается 1 руб., а с 200 руб. - уже не 2, а 3 руб. и более. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

     Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. На практике встречаются последние три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

     Помимо указанной классификации Налоговый Кодекс РФ разделяет налоги на федеральные, региональные и местные.18 При этом важно отметить, что подобная классификация была введена ещё Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», однако перечень налогов и сборов, принадлежащих к каждой из этих категорий, существенно изменён по сравнению с указанным законом. 

     1.3. Отграничение налога от сбора 

     Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два вида налоговых платежей: налог и сбор, которые являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и отличительные от понятия «налог» черты. Как уже было отмечено выше, ст. 2 закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не делает различий между понятиями налога и сбора, однако обозначает объединяющий эти понятия признак: и налог, и сбор являются обязательными платежами.

     В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.19 Как следует из этого определения, для налога характерны: обязательность платежа как для юридических, так и для физических лиц; индивидуальная безвозмездность платежа (т.е. налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды); отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества и возможность принудительного его взимания, в том числе с применением в установленном порядке принудительных мер к недобросовестному налогоплательщику; взимание налогового платежа в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований, т.е. публичной власти. Статья 8 НК РФ содержит определение не только понятия «налог», но и понятия «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).20 Таким образом, несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая природа этих платежей (взносов) различна, и это является основой их отличия. Уплата сбора - одно из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов. Таким образом, главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности. Уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав или получение лицензии) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.21

     Следует обратить внимание на то, что при установлении налогового платежа, в том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить.

 

      2. Система налогов и сборов Российской Федерации 

     Учитывая, какое значение в настоящее время приобретает налоговая система в целом, система налогов и сборов, как её составная часть, безусловно, заслуживает внимательного изучения. Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не даёт определения указанного понятия, а так же не отграничивает это понятие от понятия, например, налоговой системы, что порождает некоторую неясность и необходимость дополнительного анализа как действующего, так и ранее действовавшего законодательства. 

     2.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов 

     Для уяснения смысла понятия системы налогов и сборов большое значение имеет анализ её места в налоговой системе в целом, что невозможно без объяснения сущности понятия налоговой системы.

     Прежде всего, важно установить различия между правовыми категориями: система налогообложения и налоговая система. Система налогообложения является более узким понятием. Выделение системы налогообложения из налоговой системы как более сложного образования позволяет изучить обе правовые категории, тесно между собой связанные, обусловливающие друг друга и развивающиеся, как правило, в одном направлении. Особенность системы налогообложения состоит в ее направленности на создание условий для успешной уплаты налога его плательщиком. Такой точки зрения придерживаются Парыгина В.А. и Тадеев А.А., понимая под налогообложением в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.22

     К элементам системы налогообложения следует отнести:

     все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные в Налоговом кодексе;

     юридические конструкции налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о конкретных налогах;

     бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения;

     учет налогоплательщиков.23

     Перечень всех видов налогов определяет форму правовой категории «система налогообложения», законодательное оформление каждого налога через установление его юридической конструкции наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый учет и учет налогоплательщиков составляют процессуальное оформление системы налогообложения, способствующее своевременному и полному расчету налога и внесению его в бюджет или внебюджетный фонд.24

     Таким образом, система налогообложения - это сочетание материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов.

     Налоговая система представляет собой более сложное по структуре и формированию системных связей образование. Система налогообложения и налоговая система соотносятся как часть и целое. При анализе правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется их зависимость друг от друга, а система связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.

     Рассматривая налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:

     - юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);

     - система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;

     - нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;

     - система налоговых органов;

     - налоговый контроль;

     - налоговая политика государства;

     - налоговая культура населения государства.25

     Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.26

     Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

     Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

     Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

  1. налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
  2. чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
  3. большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
  4. косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
  5. число совместных сфер ведения по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.27

     Важно отметить, что ранее действовавшее определение налоговой системы в Российской Федерации, по сути, было подменено понятием системы налогов и сборов. Закон определял понятие налоговой системы как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке».28 Действующий Налоговый кодекс устранил эту ошибку, о чём можно сделать вывод исходя из  названия главы 2 указанного нормативно-правового акта: Система налогов и сборов в Российской Федерации. Глава 2 Налогового Кодекса РФ определяет, три уровня системы налогов и сборов в Российской Федерации, даёт краткую характеристику каждому из них, определяет составляющие их налоги и сборы, а так же специальные налоговые режимы. Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.29

     Из сказанного можно сделать вывод, что, уяснив ошибки предыдущего законодательства, Налоговый кодекс более полно, всесторонне и правильно регламентирует налоговые правоотношения, что, безусловно, способствует наиболее эффективному выполнению государством своих функций и, в конечном счёте, построению правового государства. 

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации. Понятия, виды налогов и сборов