Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи собственником основных средств производства, государство полностью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода.

Файлы: 1 файл

сис.docx

— 19.04 Кб (Скачать файл)

 

 Становление принципиально  новой для Российской Федерации  налоговой системы началось в  1992 г. До этого времени, в  условиях господства административной  системы количество налогов, взимаемых  с юридических лиц, было весьма  ограниченным. Необходимую сумму  налогов государство получало  за счет высоких налоговых  ставок или прямого изъятия  денежных средств предприятий.  Будучи собственником основных  средств производства, государство  полностью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли,  создаваемой предприятиями. Доля  бюджета составляла более 70% национального  дохода.

Действовавшая система налогообложения  способствовала пере-распределению  средств от экономически сильных  хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов  на юридических лиц были налог  с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме  того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных  предприятий.

Что касается налогов с  физических лиц, то они сводились  в ос-новном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.

Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог  про-порциональным.

Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала и  др.), изменение экономического строя  общества создали условия для  реформирования налоговой системы. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который  устанавливал следующие общесоюзные  налоги: налог на прибыль, налог с  оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы.

Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели  к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х  гг. началась подготовка к налоговой  реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование  налогов в качестве регуляторов  рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был  использован опыт других стран, который  получил от-ражение в новом  Законе № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 г. С 1 января 1992 г. этот Закон вступил  в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и  ответственность плательщиков и  налоговых органов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 «О го-сударственной налоговой службе РСФСР», регулирующий вопросы организации  сбора налогов и контроля. Кроме  того, были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие  порядок ис-числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась  несовершенной в силу множества  причин, среди которых: нестабиль-ность  налогового законодательства; наличие  множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые  отношения, которые часто противоречили  друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты  плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.

Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с  изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ) и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в  действие части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах».

В настоящее время можно  говорить о том, что налоговая  систе-ма в России приобрела некоторую  стабильность и определенность. В  частности:

• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах  различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и  налоговые платежи вводятся и  отменяются только представительными  органами власти путем принятия соответствующих  законодательных актов. Налоговое  законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который является документом прямого  действия, содержащим основные правила  взимания налогов в стране;

• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам  власти предоставлена налоговая  инициатива в рамках закона;

• налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как  известно, косвенные налоги не имели  широкого распространения;

• в налоговой системе  России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.), которые  не существовали раньше;

• налоговая система построена  по единым принципам, единому механизму  исчисления и сбора налогов. За всеми  налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-ственной налоговой службы;

• новая налоговая система  обеспечивает более справедливое рас-пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих  субъектов;

• при налогообложении  к плательщикам предъявляются одинако-вые  требования и создаются равные условия  путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот  и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие  однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая  система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и  контрольную функции. Сегодня наличие  различных видов налогов дает возможность государству вести  учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических  и физических лиц, владельцев и пользователей  земли и природных ресурсов; обеспечи-вать контроль за характером и объемом  деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими  законности в области формирования, распределения и использования  доходов и имущества. Все это  является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифици-ровать по разным признакам.

По способам взимания выделяют:

1) прямые налоги (налоги  на доходы и имущество), которые  взи-маются с конкретного физического  или юридического лица:

а) с юридических лиц: налог  на прибыль (доход) организаций; налог  на доходы от капитала; налог на имущество  организаций; со-циальные налоги; ресурсные  налоги; экологический налог; сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологи-ческими  ресурсам;

б) с физических лиц: налог  на имущество физических лиц; подо-ходный налог с физических лиц; гостиничный  и курортный сбор;

2) косвенные налоги (заложены  в цену товара, оплачиваются по-купателем,  а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную стоимость;  акцизы; таможенные пошлины.

В зависимости оттого, какой  орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право  их конкретизировать и уточнять условия  уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам  и сборам относятся:

1. Налог на добавленную  стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических  лиц.

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Таможенные пошлины и  сборы.

7. Налог на добычу полезных  ископаемых.

8. Водный налог.

9. Сборы за пользование  объектами животного мира и  за поль-зование объектами водных  биологических ресурсов.

10. Государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые устанав-ливаются Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. При установлении региональных налогов законо-дательными органами государственной власти субъектов  РФ, в порядке и пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ, оп-ределяются: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов.

К региональным налогам относятся:

1. Налог на имущество  организаций.

2. Налог на игорный бизнес.

3. Транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавлива-ются Налоговым  кодексом РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территории соответствующих  муници-пальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество  физических лиц.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены  также специальные налоговые  режимы, которые представляют собой  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов, относящихся  к федеральным, региональным или  местным налогам.

К специальным налоговым  режимам относятся:

1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных това-ропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

2. Упрощенная система налогообложения.

3. Система налогообложения  в виде единого налога на  вменен-ный доход для отдельных  видов деятельности.

4. Система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

По объекту налогообложения  существующие налоговые платежи  и сборы можно разделить на:

3) налоги с доходов (выручки,  прибыли, заработной платы);

4) налоги с имущества  (предприятий, граждан);

5) налоги с определенных  видов операций, сделок, деятельности (налог на операции с ценными  бумагами, лицензионные сборы).

По источнику уплаты налоги делятся на:

6) налоги, относимые на  увеличение цены товара (НДС, налог  с продаж, акцизы и др.);

7) налоги, относимые на  себестоимость продукции (ресурсные  налоги, взносы во внебюджетные  фонды и др.);

8) налоги, относимые на  финансовые результаты деятельности  предприятия (налог на рекламу,  имущество предприятия, земельный  налог и др.);

9) налоги на чистую прибыль  (налог на прибыль предприятий,  подоходный налог с физических  лиц, единый налог на вмененный  доход).


Информация о работе Налоговая система Российской Федерации