Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 04:38, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
• определить принципы построения налоговой системы;
• дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г;
• кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
• перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
• раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ 5
1.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 15
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.
Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. 9
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип
2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип недопустимости
создания препятствий
4) принцип единства
5) принцип определённости
правил налогообложения - при установлении
налогов должны быть
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности -
этот принцип предполагает
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др. 10
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ: 11
Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый
перечень налогов и сборов, который
может быть изменен или дополнен только
законом, принятым Федеральным Собранием.
До этого, в силу Указа Президента РФ №
2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе. В главах, определяющих конкретные
режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные налоги,
так и группы налогов одинакового или
близкого типа (например, акцизы (в главе
"Акцизы", пошлины (в главе "Государственная
пошлина"), налоги на отдельные виды
доходов (в главе "Налог на доходы физических
лиц"), и т.д.). При этом для целей классификации
налогов применен административно-
Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории "налогов", их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. 12
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги. 13
Доходы федерального бюджета за январь-март 2010 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 929,9 млрд. рублей или 23,1 % ВВП, что на 0,7 п. п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 934,2 млрд. рублей в 2012 году или 10,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2013 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2012 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2010 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2012 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2012 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2012 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2012 года. 14
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2012 года составил - 50,5 млрд. рублей или - 0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
В январе-марте 2012 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2012 года составили 104.7 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2011 года на 44,7 млрд. рублей.
При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. 15
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Заключение
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст.13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы.
Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации