Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов,способов, форм и методов их взимания.
Нынешнее налоговое законодательство
не содержит определения понятия
налоговой системы. Однако действовавший
в прошлом Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" содержал
указанное выше понятие. Это понятие
используется в теории и по сей день, с
тем лишь отличием, что ранее самостоятельным
компонентом налоговой системы считались
пошлины - но в соответствии с вступившими
в силу главами Налогового кодекса России государственная
пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся
институтом, общим для налоговой системы
и для таможенного регулирования, - то
по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель
и исследователи постепенно пришли к мнению
о принадлежности их сугубо к отраслитаможенного
права.
Основой налоговой системы
являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы
государство реализует свои функции по
управлению (регулированию, распределению
и перераспределению) финансовыми потоками
в государстве и в более широком смысле
экономикой страны вообще.
Функции налоговой
системы
Основными функциями налоговой
системы государства и, соответственно,
установленных в государстве
налогов являются:
- Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
- Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и еготерриториально-административными образованиями.
- Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
- Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Принципы построения
налоговой системы
Принципы построения налоговой
системы государства обсуждаются
практически с тех пор, как
возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование
о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила
(«максимы»):
- налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
- время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
- каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут
быть сформулированы следующие принципы
построения налоговой системы:
- Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
- Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
- Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
- Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
- Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
- Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
- Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
- Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
- Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
- Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
- Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
- Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
Реализация принципов
налогообложения в разных странах
осуществляется с учётом особенностей
развития, существующей социально-экономической
ситуации.
Наличие собственной, независимой
от других государств налоговой системы
является одним из признаков суверенного государства.