Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:31, реферат
Налогово-бюджетная политика государства - воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень объема производства и занятости, а так же на уровень цен.
Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры связанных с безработицей и инфляцией. В любой стране государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы. он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это системы денежных отношений государства через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и финансового расходования. Финансовые отношения складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными.
- субвенции и субсидии
- инвестиции в уставный капитал юридических лиц
- бюджетные средства, дотации, субвенции в бюджеты других уровней
- кредиты иностранным гражданам
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматриваемая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые бюджету на безвозвратной, безвозмездной основе на срок больше 6-ти месяцев в пределах финансового года.
Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению (пособия, стипендии, пенсии).
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе местным органам власти со стороны государства на финансирование целевых расходов физич. и юридич. лиц на определенный срок на конкретные цели, подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Бюджетные инвестиции – вложения бюджетных средств в уставные капиталы организаций, в результате возникает доля государственной или муниципальной собственности, увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества за счет средств бюджета.
Бюджетный дефицит и бюджетный профицид
Расходы и доходы гос.бюджета не всегда совпадают. Если расходы превышают доходы, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. В случае, когда доходов больше чем расходов возникает бюджетный профицид (профицид бюджета – излишки).
Различают:
- первичный и
- общий дефицит гос.бюджета
Общий дефицит гос.бюджета уменьшенный на сумму % выплат по гос.долгу.
Аналогично и первичный профицид.
Принято различать дефицит гос.бюджета:
1. - фактический – отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
2. - структурный – разность между доходами и расходами гос.бюджета, рассчитано для уровня национального дохода, соответствует полной занятости (та разница, которая существует, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос.расходов в экономике наблюдалась бы полная занятость)
3. – циклический –
разница между 1-м и 2-м - следствие
колебаний экономической
Гос. расходы, налоговые поступления и дефицит.
TG – гос. расходы
T – налоги
Y – доход
E – сбалансированный бюджет.
Налоговые поступления = гос. расходам.
Источниками финансового дефицита федерального бюджета является внутренние и внешние источники следующих видов.
Внутренние источники:
1 – кредиты, полученные Россией от финансовых органов в валюте РФ
2 – гос.займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ
3 – ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
Внешние:
- гос.займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
- кредиты правительств
иностранных государств, банков
и учреждений, международных финансовых
организаций, предоставляются
Концепции бюджетной политики
1. Ежегодно балансируемый бюджет
Долгое время ежегодная сбалансированность бюджета считалась главной целью финансовой политики гос-ва.
Ситуация изменилась после
великой депрессии 30-х годов, когда
для ликвидации глубокого спада
производства и безработицы потребовалось
увеличить правительственные
Также практические рекомендации были обоснованы общей теорией занятости Джона Кейнса и его сторонников, в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулирования, проводимая государством.
Сторонники этой концепции не хотят замечать того, что такой бюджет фактически приводит не к стабильности экономики, а к углублению колебаний экономического цикла.
Предположим, что экономика сталкивается с периодом длительной безработицы, т.е. доходы населения падают и при этом автоматически снижаются налоговые поступления.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно:
- увеличивать гос.расходы
- повышать ставки налогов
- использовать сочетания этих мер
В результате происходит сокращение совокупного спроса, реального спада производства, а безработица увеличивается.
Такое стремление сбалансировать бюджет приводит к стимулированию инфляции.
В условиях инфляции при повышении цен, доходов автоматически растут налоговые поступления и чтобы предотвратить повышение доходов над расходами правительство должно:
- повысить гос.расходы
- снизить ставки налогов.
Результат будет негативным, т.к. это ведет к усилению инфляции.