Налоговое планирование как легальный способ сокращения налоговых обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование, как теоретических вопросов налогового планирования, так и практических проблем национального и зарубежного опыта по осуществлению налогового планирования. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) Изучение понятия и выявление принципов налогового планирования как юридической категории;
2) Рассмотрение теоретических аспектов налоговой оптимизации;
3) Исследование практического опыта и анализ современных проблем законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения в зарубежном и отечественном законодательстве.

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, налогоплательщик вправе осуществлять налоговую оптимизацию, но, не выходя за её правовые пределы. Это означает, что применять при этом он может исключительно правомерные формы и методы. 

По мнению И.И. Кучерова, в результате осуществления налоговой  оптимизации налоговые платежи  на законных основаниях сводятся к возможному минимуму (минимизируются), в отличие, например, от уклонения от уплаты налогов, которое хотя и позволяет также отчасти или даже полностью избежать налоговой обязанности, но является при этом общественно опасным, противоправным и наказуемым деянием31. Таким образом, оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием. 

Виды налоговой оптимизации.

Классификация налоговой  оптимизации может быть осуществлена по различным основаниям, в том  числе по её целям, задачам, субъектам, продолжительности во времени, масштабности, формам и методам осуществления. 

Целью налоговой оптимизации, является снижение размера всех налогов, в отношении которых у налогообязанного лица имеются соответствующие обязанности. Однако, наряду с этим в качестве цели налоговой оптимизации может фигурировать и отсрочка налоговых платежей, т. е. перенос их уплаты на более поздний срок. 

Налогоплательщик может  осуществлять налоговую оптимизацию, разрешая отдельные задачи. Например, в качестве таковых можно рассматривать уменьшение платежей или перенос срока уплаты лишь по налогам определённого вида, видам деятельности или даже по отдельным налоговым периодам или сделкам. 

В зависимости от того, насколько налоговая оптимизация  охватывает сферу деятельности налогоплательщика, она может носить локальный или системный характер. Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация. 

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация. В снижении налоговых платежей в первую очередь заинтересован сам налогоплательщик, поэтому он и является основным субъектом налоговой оптимизации. Налоговая оптимизация может осуществляться как физическими лицами (личная налоговая оптимизация), так и организациями (корпоративная налоговая оптимизация). Непосредственно налоговая оптимизация может слагаться из сочетания самых различных форм и методов. Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами. Однако налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика также на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами. Налогообязанные лица могут объединять свои усилия по уменьшению налоговых обязанностей (коллективная налоговая оптимизация), в этом случае деятельность по оптимизации налогообложения может осуществляться с участием нескольких субъектов налогообложения. Подобная налоговая оптимизация приобретает масштабный характер и требует координации действий всех её участников, которая, как правило, осуществляется каким-либо одним из налогоплательщиков. В случае проведения налогоплательщиком налогового планирования, при использовании комплекса различных мероприятий, направленных на снижение налогообложения, которые охватывают все стороны его деятельности, налоговая оптимизация осуществляется системно, на долгосрочной, плановой основе и сопровождается корректировкой учетной политики, т. е. организации и ведения налогоплательщиком бухгалтерского и налогового учёта, его коммерческой деятельности и т. д. Налоговая оптимизация, осуществляемая совместно с участием иностранных организаций или с использованием зарубежных зон льготного налогообложения, условно называется международным налоговым планированием32.  

 

2.2. Основы управления  налогами на предприятиях и  в организациях 

Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих  субъектов. Зачастую от профессионального  решения, связанного с учетом налоговых  рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни. 

Корпоративный налоговый  менеджмент — составная часть  управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем). 

Корпоративное налоговое  планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ снижения налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности , 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации. 

В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся  максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов. 

Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:

    1. уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли; 
    2. снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;
    3. последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды; 
    4. уменьшение налога на прибыль экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды. 

Внутренний налоговый  контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.) 

Для создания и успешного  функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно: 

    1. наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов; 
    2. готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления; 
    3. организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
    4. выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы; 
    5. разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов); 
    6. мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия. 

 
               

Заключение

В ходе работы над данной темой нами были сделаны следующие выводы:  
          Мы определили юридическую конструкцию понятия «налоговое планирование» как целенаправленную деятельность налогоплательщика по планированию налоговых обязательств путем использования всех предоставленных законодателем приемов и способов.  
          Выделили основные принципы правового института налогового планирования:  
1) принцип допустимости налоговой экономии; 

2) принцип соответствия  хозяйственной операции целям  делового характера;  
3) принцип документального подтверждения совершенной хозяйственной операции;  
4) принцип диалектического взаимодействия автономии налогового права и использования в нем гражданско-правовых конструкций.  

А так же выяснили, что данные принципы не могут рассматриваться обособленно друг от друга. Только их системное применение может служить залогом получения налогоплательщиком обоснованной налоговой выгоды и снижения рисков привлечения к налоговой ответственности.  
         Рассмотрели понятие, цель, задачи и виды налоговой оптимизации как деятельности налогоплательщика направленной на уменьшение размера налоговых обязанностей или полное от них освобождение, посредством активной реализации предоставленных законодательством о налогах и сборах прав. А так же выяснили, что в случае проведения налогового планирования, налоговая оптимизация должна проводиться системно и на долгосрочной основе.          

Кратко остановились на основах  управления налогами на предприятиях и в организациях, а так же раскрыли основные принципы корпоративного налогового планирования. 

 
         Затронули актуальные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и уклонения от налогов в США, Великобритании и странах СНГ, что  нам позволило сделать выводы о необходимости инкорпорировать  во внутреннее законодательство, выработанные международной практикой принципы, позволяющие различать правомерное налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. 

Таким образом, подводя  итоги проведенного исследования можно  сказать, что по нашему мнению, в  российском законодательстве на протяжении последних десяти лет наблюдается некий застой в вопросе выработки норм по противодействию уклонения от уплаты налогов. Назрела острая необходимость всемирно стимулировать законодателя к активному регулированию налоговых правоотношений. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в российской системе права существуют все предпосылки для развития такого правового института как налоговое планирование хозяйствующего субъекта. В связи с этим представляется, что данный институт должен получить законодательное закрепление и стать одним из важнейших объектов исследования в теории налогового права. Целевая направленность налогового планирования, конфликтующая с интересами государства, как раз диктует необходимость такого регулирования, что требует, понимания сути явления и определения его правовых границ. 

Легитимность налогового планирования, его направленность на реализацию объективного интереса налогоплательщика и экономического интереса государства в долгосрочной перспективе позволяет рассматривать налоговое планирование как объективное положительное социально-экономическое явление современности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУЫ

1. Конституция Российской Федерации, (принятая общим всенародным голосованием 12 декабря 1993 г). Спб., Торговый дом Герда 2008.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации Изд. Омега-Л.М., 2009.
  2. Федеральный закон РФ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» от 30.12.2006 № 269-ФЗ 
  3. Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - № 4. 
  4. Постановления Пленума ВАС РФ « Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.2006 № 53 
  5. Собрание законодательства РФ. 2003. № 24 
  6. Белов В.А. К вопросу о недобросовестности налогоплательщика: критический анализ правоприменительной практики. М.: Волтерс Клувер, 2006. 
  7. Вылкова Е. С. Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2007. 
  8. Гусева Т.А. Концепция налогового планирования //Налоги (газета). - 2007.- № 10  
  9. Гусева Т. А. Налоговое планирование как институт налогового права // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 11. 
  10. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций. - М: Экономист, 2006. 
  11. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004. 
  12. Елинский А.В. Опыт Великобритании и США по разграничению законной и незаконной минимизации налогов и его значение для совершенствования российского законодательства // Журнал российского права. 2006. № 10
  13. Кашин В.А. Налоговое планирование для предприятий. - М: Финансы, Юнити, 2004. 
  14. Колосов А.Ф. Система налогообложения и возможность использования льгот для снижения налоговых платежей // Экономика строительства .- 2005. -№11. 
  15. Кузнецова В. Способы оптимизации налогообложения в 2007 году // Аудит и налогообложение.- 2007.- № 4 
  16. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М., «ЮрИнфоР». 2006. 
  17. Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование //Законодательство. - 2006. -№ 10. 
  18. Николаев Д.В. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения. Правовой опыт зарубежных стран.//Собственность, право собственности, трудовые отношения. 2008 г.. 
  19. Пепеляев С.Г. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Комментарий к постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 // Закон.2007.№2. 
  20. Рыбаков О. Ю., Пряхина Т. м. Конституционно-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций. /Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: НОРМА, 2003. 
  21. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы.// Налоговый вестник.-2005.-№2 
  22. Савсерис С. В. Недобросовестность налогоплательщика как судебная доктрина против уклонения от налогообложения // Налоговед. 2005. № 9. 
  23. Сарыбаев А. Налоги в системе государственного регулирования экономики и проблемы уклонения от уплаты налогов // Общественный рейтинг. 2006.. № 254 
  24. Соловьев И. Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. 2005. № 9. 
  25. Станкевич Г.В. К вопросу о юридической конструкции понятия «налоговое планирование» //Налоговое планирование: черные дыры в Российском законодательстве.-2008.-№2 
  26. Трубников А. Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты // финансовая газета. 2002. № 15. 
  27. Фомина О.А. Зарубежный опыт налогового планирования 2007 г 
  28. Чуряев А.В. Принципы налогового планирования как правового института//Налоговые споры: теория и практика.2008 г. №4 
  29. Щекин Д.М. Законодательные подходы к разграничению налогового планирования и уклонения от уплаты налогов в России и странах СНГ. Налоговые споры: опыт России и других стран. – М.:Статут,2008. 

 

 

1 П.З. устанавливает связь между налоговой обязанностью и налоговым планированием. //Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - № 4.

2 Фомина О.А. Зарубежный опыт налогового планирования 2007 г.

3 Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование //Законодательство. - 2006. -№ 10. - С.35-40.

4 Кашин В.А. Налоговое планирование для предприятий. - М: Финансы, Юнити, 2004.

5Кузнецова В. Способы оптимизации налогообложения в 2007 году // Аудит и налогообложение.- 2007.-№ 4

6 Рюмин СМ.  Налоговое планирование:  общие принципы и проблемы //Налоговый вестник. -2005.- № 2.

7 Колосов А.Ф. Система налогообложения и возможность использования льгот для снижения налоговых платежей // Экономика строительства .- 2005. -№11.-С. 21-25.

8 Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004. С. 105.

9 Цит. по Налоговое право / Отв. ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С.571.

10  Гусева Т.А. Концепция налогового планирования //Налоги (газета). - 2007.- № 10

11 Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций. - М: Экономист, 2006. С. 43.

12 См. напр.: Евстигнеев Е.Н. Указ, соч.; Пепеляев С.Г. Указ. соч.

13 Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы.// Налоговый вестник.-2005.-№2

14 Станкевич Г.В. К вопросу о юридической конструкции понятия «налоговое планирование» //Налоговое планирование: черные дыры в Российском законодательстве.-2008.-№2

15 Общая характеристика налогового планирования как правового института дана в статье: Гусева Т. А. Налоговое планирование как институт налогового права // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 11. С. 26~28.

16 Рыбаков О. Ю., Пряхина Т. м. Конституционно-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: НОРМА, 2003. С. 227.

17 Вылкова Е. С. Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004. С. 124-125.

18 Трубников А. Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты // финансовая газета. 2002. № 15.

19 Конституция Российской Федерации, Спб., Торговый дом Герда  2008г.

20 Соловьев И. Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. 2005. № 9.

21 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве // Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. Т. 2: Теория права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. С. 483.(Цит. по Николаев Д.В. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения. Правовой опыт зарубежных стран.//Собственность, право собственности, трудовые отношения. 2008 г. С.292.)

22 Там же.

Информация о работе Налоговое планирование как легальный способ сокращения налоговых обязательств