Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
• раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
• изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
• исследование проблемы минимизации налогов с помощью изучения схем минимизации налогов и понятия оффшорных зон.

Файлы: 1 файл

курсовая по налоговому.docx

— 66.73 Кб (Скачать файл)

•   предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

•   построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Прикладные вопросы  налогового менеджмента

 

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.

Управление налогами на предприятии

1. Организация налогового и бухгалтерского  учета

2. Разработка схем минимизации  налогов

3. Контроль правильности расчетов  и сроков уплаты налогов

1.1 Верное толкование законодательства  о налогах и сборах с учетом  его изменений

2.1 Разработка учетной политики  для налоговых целей

3.1 Исключение арифметических и  счетных ошибок

1.2 Определение характера связи  бухгалтерского и налогового  учета

2.2 Определение совокупности льгот  по уплате налогов

3.2 Применение технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов

1.3 Правильное оформление первичных  документов и регистров налогового учета

2.3 Анализ и правильная организация сделок

3.3 Применение налогового календаря  для недопущения просрочки уплаты налогов

4. Оптимизация системы налогообложения  в рамках действующего законодательства

4.1 Разработка стратегии, бизнес –  плана, системы бюджетов

4.2 Разработка схем оффшорного  бизнеса (в случае необходимости)

4.3 Использование финансовых моделей  и имитационных расчетов


 

 Причем работы по указанным  ориентациям (кроме двух последних) могут быть выполнены силами  самого предприятия, тогда как  минимизация и оптимизация системы  налогов требует, как правило, привлечения  квалифицированных сторонних специалистов  в области налогообложения.

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Взаимодействие налогового  и бухгалтерского учета

 

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.                                                       

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее время показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313-333 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Разработка схем минимизации налогов

 

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами документа «Учетная политика» являются:

1)   порядок организации бухгалтерского  учета;

2)   методы оценки активов  и обязательств;

3)   порядок контроля за  хозяйственными операциями;

4)   порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5)   порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации:

6)   рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

7)   формы первичных учетных  документов;

8)   порядок формирования налоговой  базы и налогового учета для  целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

•   оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

•   начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

•   создание резервов предстоящих расходов и платежей;

•   определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую базу с  начала налогового периода. Тем  самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку в части  налога на прибыль в течение  всего налогового периода. Для  этого возможно создание резерва  под предстоящий ремонт особо  сложных и дорогостоящих видов  основных средств, а также резерва  по сомнительным долгам. Создание  последнего резерва приводит  и к отсрочке уплаты налога  на прибыль.

 

4.3 Контроль правильности  расчетов и сроков уплаты налогов

 

Ключевыми элементами в текущем налоговом планировании являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов.

В рамках налогового менеджмента большое значение придается контролю правильности налоговых расчетов, в первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Ведь ошибки в расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия.

По некоторым оценкам 15% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

•   отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов:

•   ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

•   несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно и местном;

•   неверные арифметические расчеты;

•   несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

•   просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации. Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:

•   в рамках технологии все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового заключения;

•   все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

•   предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

•   любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

•   для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально  используются  стандартизованные документы.  При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;

•   повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;

•   все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе Таблицы типовых хозяйственных ситуаций (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

•   нетиповая ситуация требует оформления Карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется также на жестком контроле за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции, а также начисление пени. В то же время существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат — средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль. Например, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок; в противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять меньшие кредиты.

Информация о работе Налоговое планирование