Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:14, реферат
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Метод налогового права — сочетание приемов и способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения.
Признаки метода НП:
1. Приоритет публичных интересов над частными.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм.
3. Императивность.
4. Обязательное участие
компетентных представителей
5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Содержанием налогового правоотношения
является обязанность налогоплательщика
внести определенную денежную сумму
в бюджетную систему или
Состоят из: субъектов, объекта и содержания.
Субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства РФ по налогам и сборам, кредитные организации.
Объектом налогового
правоотношения является то, по
поводу чего возникает данное
правоотношение, - обязательный безвозмездный
платеж (взнос), размер которого определяется
в соответствии с
Содержание налогового правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные).
Основные принципы налогового права:
1. Принцип всеобщности
налогообложения — каждое лицо
должно уплачивать законно
2. Принцип равенства
3. Принцип справедливости
— учитывается фактическая
4. Принцип соразмерности,
или экономической
5. Принцип отрицания обратной
силы закона — законы, изменяющие
размеры налоговых платежей, не
распространяются на отношения,
6. Принцип однократности
налогообложения — один и тот
же объект может облагаться
налогом одного вида и только
один раз за определенный
7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
8. Принцип равенства защиты
прав и интересов
9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
К основным принципам налогообложения относятся:
Принцип законности налогообложения;
Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
Принцип справедливости налогообложения;
Принцип публичности налогообложения;
Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
Принцип экономической обоснованности налогообложения;
Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
Принцип определенности налоговой обязанности;
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
Принцип единства системы налогов и сборов.
Система налогового права — это определенная внутренняя структура , которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования.
По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.
В Общую часть включаются
нормы, которые устанавливают основные
принципы, правовые формы и методы
правового регулирования
Особенную часть налогового
права образуют нормы, которые детально
регламентируют определенные виды налогов
и сборов, порядок их исчисления
и уплаты, а также специальные
налоговые режимы (единый сельскохозяйственный
налог, упрощенная система налогообложения,
единый налог на вмененный доход
для отдельных видов
Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.
К источникам налогового права относятся:
1. международные договоры Российской Федерации,
2. Налоговый Кодекс РФ,
3. федеральные законы и законы Российской Федерации,
4. законы и нормативные акты законодательных органов субъектов РФ
5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Во-первых, акт должен быть опубликован и вступить в силу не ранее одного месяца после его официального опубликования. Во-вторых, не ранее начала налогового периода по этому налогу. Большинство налогов имеют налоговый период один год. Следовательно, большинство изменений по налогам определяется относительно 1 января следующего года, плюс 1 месяц. Таким образом, общее требование заключается в том, что изменение налоговых законов должно произойти не позднее 1 декабря, то есть акт должен быть опубликован не позднее 1 декабря.
По общему правилу, по правилу ст.57 Конституции обратная сила налоговых законов запрещена. В ст.57 Конституции сказано: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Если налог отменяется, скажем, с 1 января следующего года, то отсутствие обратной силы (если не будет прямого указания) означает, что он будет взиматься до тех пор, пока будет возникать недоимка, то есть еще, как минимум, три года. Если же будет в законе придана обратная сила, то тем самым взимание отмененного налога прекращается на этапе вступления налогового закона в силу.
Информация о работе Налоговое право: понятие, предмет, принципы