Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
изучить историю развития и реформирования земельных отношений,
рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога,
определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет,
проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюмеской области,
просмотреть проблемы налога и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ……………………………………………………………………..
5
1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений…………………………………………..
5
2. Социально-экономическая сущность земельного налога…… 11
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ….. 16
1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации…………………………………………..
16
2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области…………………………………………………………….
19
ГЛАВА III. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………….
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 31
В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.
С распадом
Союза Советских
Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты2.
В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.
В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.
Главная
цель земельных преобразований в
Российской Федерации состоит в
обеспечении рационального
2. Социально-экономическая
В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Земельный налог можно определить следующим образом:
Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога4.
Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год5.
Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.
Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:
– финансирование
мероприятий и компенсацию
– инженерное и социальное благоустройство территории.
Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе6.
Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком7.
Основными
плательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, являющиеся
собственниками земли, землевладельцами
или землепользователями. Понятия
«собственники земельных
К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом
обложения земельным налогом
являются земельный участок, части
земельных участков, земельные доли
(при общей долевой
Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно по данным земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами. Ее размер уменьшается на 10 000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков:
Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы:
Нз = Бн*i/100 (1)
где
Нз – земельный налог, руб.
Бн – налоговая база, руб.
i – ставка налога, %
В течение года налогоплательщики уплачивают авансовые платежи. Сумма авансового платежа физического лица исчисляется как произведение налоговой базы и не более 1/2 налоговой ставки в случае внесения одного авансового платежа и не более 1/3 – в случае внесения двух.
Сумма налога к уплате в бюджет как разница между суммой начисленного налога и суммами авансовых платежей по налогу:
Нзу = Нз - Аз (2)
где
Нзу – сумма налога к уплате в бюджет
Нз – сумма начисленного налога
Аз – сумма авансовых платежей
Налогоплательщики,
в отношении которых отчетный
период определен как квартал, исчисляют
суммы авансовых платежей как 1/4
соответствующей налоговой
Налог уплачивается в сроки, установленные органами муниципальных образований9.
Что касается
льгот по данному налогу, то льготы
по земельному налогу, введенные на
всей территории Российской Федерации,
установлены Законом РФ «О плате
за землю». Перечень льгот по земельному
налогу, определенных на федеральном
уровне, приведен в ст. 12 этого закона.
Кроме того, поскольку земельный
налог отнесен налоговым
ГЛАВА II.ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
Российской Федерации
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.
В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.
Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %11.
Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации12.
Таблица №1
Налоговые доходы в бюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2011г) руб.
Городских округов |
Муниципальных районов |
Городских и сельских поселений |
ИТОГО | |
РФ |
36790348470,79 |
5498627231,81 |
10484622834,1 |
52773598537 |
Центральный округ |
7507974275,56 |
4259983927,04 |
2612088980,19 |
1430047183 |
Северо-Западный округ |
1514631132,04 |
28902576,90 |
1083533334,16 |
2627067043 |
Южный округ |
4607307972,73 |
17599650,71 |
325767045,44 |
7882774669 |
Приволжский округ |
9352229558,50 |
114658150,16 |
1945233077,88 |
12444030787 |
Уральский округ |
325629915,78 |
13463840,65 |
325629915,77 |
664723672,2 |
Сибирский округ |
7392413182,93 |
24270863,24 |
1094881959,43 |
8511566006 |
Дальневосточный округ |
1095681198,86 |
7836223,11 |
165388521,29 |
1268905943 |
ИТОГ |
68586215707 |
10997252464 |
20969245668 |
100552713840,2 |
Исходя из данных таблицы 1, на 1 октября 2011 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносят Приволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.