Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 06:33, контрольная работа
Институт налогов всегда вызывал большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к налогам в условиях господства государственной формы собственности был связан с тем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной части бюджета государства.
С учетом вышеназванных
теоретических установок можно
утверждать, что теорию системного
подхода можно применять к
построению налоговой системе РФ.
Во-первых, как уже было сказано, главным
интегрирующим фактором всех подразделений
организации является цель. Всех участников
налоговых правоотношений объединяет
единая цель - выполнение налогового законодательства.
Во-вторых, в любой организации значительную
роль играют связи, как в целой системе,
так и в подсистемах. Эти связи устанавливаются
нормативными правовыми актами, при разработке
которых учитывается единая концепция,
то есть главная цель, ради которой создается
эта организация и в соответствии с которой
действуют все подразделения, входящие
в эту организацию.
В-третьих, следуя теории системного подхода,
эффективность функционирования организации
обеспечивается соблюдением принципа
иерархичности структуры, централизованного
управления всеми структурными подразделениями.
На данный момент в России фактически
отсутствует налоговая система в ее классическом
понимании. Существующую организацию
можно рассматривать как систему налогов
и сборов, которая представляет собой
законодательно закрепленные виды налогов
и сборов, их ставки, объекты налогообложения
и налогоплательщиков. Что же касается
других участников налоговых правоотношений,
то их статус, организация и полномочия
определены отдельными законодательными
актами, порой не связанными между собой,
а в отдельных случаях и противоречащими
друг другу. Примером может служить регулирование
статуса филиала (как плательщика или
неплательщика налога на прибыль) акционерным
законодательством и актами государственных
налоговых органов.
Характерен пример коллизии норм таможенного
и налогового законодательства, когда
неясно, что же такое НДС по действующему
законодательству - налог или таможенный
платеж? На практике несовершенство понятийного
аппарата, двусмысленное толкование одних
и тех же понятий приводит к двойному налогообложению,
что недопустимо.
Таким образом, очевидно, что законодательная
деятельность - основной механизм, с помощью
которого возможно объединить всех участников
налоговых правоотношений в налоговую
систему, включающую в себя подсистемы:
Налогоплательщиков (физических и юридических
лиц);
Налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
Налоговых органов (органов Министерства
РФ по налогам и сборам, муниципальных
налоговых органов и таможенных органов);
Правоохранительных органов (органов
Федеральной службы налоговой полиции,
и других органов, осуществляющих борьбу
с налоговыми правонарушениями, судов,
адвокатуры);
Кредитных организаций (банков, которые
принимают и зачисляют налоговые платежи
на счета соответствующих бюджетов).
Только осуществляя
системный подход, можно избежать
противоречий в налоговом законодательстве,
дублирования функций участников налоговых
правоотношений и обеспечить координацию
их деятельности.
4. Участники
налоговых правоотношений
Налоговые органы и налогоплательщики
являются участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы - это единая система
контроля за:
- соблюдением налогового законодательства
Российской Федерации;
- правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, установленных законодательством
Российской Федерации;
- соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации, осуществляемого
в пределах компетенции налоговых органов.
Действующее законодательство оперирует
понятием "налоговые органы" в узком
(собственном) и широком смысле слова.
В первом случае под ними понимается единая
централизованная система, состоящая
из Министерства РФ по налогам и сборам
и его территориальных органов (ст.2 Закона
"О налоговых органах").
Под налоговыми органами в широком смысле
слова в соответствии с Налоговым кодексом
РФ (ст.30) следует понимать МНС России и
его территориальные органы, а также государственные
органы, наделяемые полномочиями налоговых
органов.
К последним Налоговый кодекс относит
таможенные органы и органы государственных
внебюджетных фондов.
В случаях, когда законодательством о
налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности
по налоговому контролю, эти органы пользуются
правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные Налоговым кодексом.
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам (МНС России) и его территориальные
органы относятся к федеральным органам
исполнительной власти и представляют
собой единую централизованную систему
налоговых органов с подотчетностью нижестоящих
органов вышестоящим органам и состоит
из Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам и его территориальных
органов.
МНС России занимает верхнюю ступень в
иерархической лестнице системы налоговых
органов и является звеном федерального
уровня, осуществляя возложенные на него
функции и полномочия непосредственно,
а также через свои территориальные органы.
Возглавляет МНС России министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Президентом РФ (по представлению Председателя
Правительства РФ); он осуществляет руководство
на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных
на данное министерство задач и функций.
Он имеет заместителей,
которые назначаются на должность
и освобождаются от должности
Правительством РФ.
К основным полномочиям министра также
относятся:
- распределение обязанностей между заместителями;
- утверждение положения о структурных
подразделениях центрального аппарата
министерства;
- утверждение уставов находящихся в ведении
министерства организаций, заключение,
изменение и расторжение трудовых договоров
с руководителями этих организаций;
- назначение на должность и освобождение
от должности работников центрального
аппарата министерства;
- представление в Правительство РФ проектов
нормативных правовых актов по вопросам,
входящих в компетенцию министерства;
- издание в пределах своей компетенции
приказов, распоряжений, а также указаний,
обязательных для исполнения работниками
центрального аппарата министерства и
его территориальных органов;
- представление работников министерства
и организаций, находящихся в его ведении,
к государственным наградам Российской
Федерации и присвоению почетных званий.
Второй уровень - региональный (уровень
субъектов РФ) - представлен управлениями
МНС по субъектам России.
Третий уровень - уровень муниципальных
образований внутри субъектов РФ. Он представлен
инспекциями МНС России по районам, районам
в городах, городам без районного деления,
инспекциям МНС России по налогам и сборам
межрайонного уровня.
Налоговые органы на уровне субъектов
РФ и муниципальных образований являются
территориальными органами МНС России
соответствующего уровня.
Межрегиональные инспекции МНС России
занимают особое место в системе налоговых
органов, так как они работают также и
с проблемными налогоплательщиками.
Проблемные налогоплательщики - это юридические
и физические лица из числа крупных налогоплательщиков,
в отношении которых имеются подлежащие
проверке совместно с правоохранительными
органами данные о возможном умышленном
уклонении от уплаты налогов и сборов
путем полного или частичного сокрытия
объектов налогообложения, получении
не контролируемых налоговыми органами
(теневых) доходов, а также признаки иных
противоправных действий, препятствующих
полному и своевременному внесению в бюджет
и внебюджетные фонды соответствующих
налоговых и иных обязательных платежей.
К числу проблемных налогоплательщиков
отнесены также предприятия и организации,
занятые в сфере производства и реализации
этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной
и табачной продукции.
Полномочия межрегиональных инспекций
МНС России утверждаются приказами МНС
РФ. Например, приказом от 18 мая 1999 г. N ГБ-3-34/140
было утверждено Положение о межрегиональной
государственной налоговой инспекции
по оперативному контролю проблемных
налогоплательщиков.
Следующий уровень системы нормативных
правовых актов - это федеральные законы:
Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О налоговых
органах"; Федеральный закон "Об основах
государственной службы Российской Федерации"
от 31 июля 1995 г. (ред. от 7 ноября 2000 г.); Федеральный
закон "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов" и др.
Налоговые органы в своей деятельности
руководствуются также нормативными правовыми
актами органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
принимаемыми в пределах их полномочий
по вопросам налогов и сборов.
При решении острейших проблем, связанных
с деятельностью налоговых органов, важное
значение приобретает судебная практика.
В этой связи следует упомянуть такие
правовые акты, как постановление Конституционного
Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о проверке
конституционности отдельных положений
Закона РСФСР "О государственной налоговой
службе РСФСР" и закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации"; постановление Президиума
ВАС Российской Федерации от 10 февраля
1998 г. N 5763/97 и постановление Пленума ВАС
РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых
вопросах применения части первой Налогового
кодекса РФ" и др.
Анализ налогового законодательства позволяет
дать расширенный перечень основных задач,
стоящих перед этими органами. В частности
перед МНС России ставятся следующие конкретизированные
задачи:
- контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов,
сборов и других обязательных платежей
в соответствующий бюджет и государственные
внебюджетные фонды в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- участие в разработке и осуществлении
налоговой политики с целью обеспечения
своевременного поступления в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные
фонды налогов, сборов и других обязательных
платежей в полном объеме;
- осуществление валютного контроля в
соответствии с законодательством Российской
Федерации о валютном регулировании и
валютном контроле в пределах компетенции
налоговых органов;
- осуществление
государственного контроля
В соответствии с перечисленными выше
задачами МНС России осуществляет следующие
функции:
- проводит работу по взиманию законно
установленных налогов, сборов и других
обязательных платежей, в том числе в пределах
своей компетенции разрабатывает и утверждает
обязательные для налогоплательщика формы
заявлений о постановке на учет в налоговых
органах, расчетов по налогам, налоговых
деклараций и иных документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов и сборов,
а также устанавливает порядок их заполнения;
- осуществляет в пределах своей компетенции
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов, правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты налогов, сборов
и других обязательных платежей в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные
фонды;
- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- обеспечивает в установленном порядке
возврат или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов и
сборов, а также пеней и штрафов;
- обобщает практику применения законодательства
о налогах и сборах, анализирует отчетные
и статистические данные, результаты налоговых
проверок и разрабатывает на их основе
в пределах своей компетенции приказы,
инструкции, методические указания и другие
документы по применению законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах;
- применяет установленные законодательством
Российской Федерации санкции в случае
нарушения законодательства о налогах
и сборах;
- проводит совместно с правоохранительными
и контролирующими органами мероприятия
по контролю за соблюдением законодательства
о налогах и сборах;
- осуществляет в установленном порядке
регистрацию контрольно-кассовых машин,
используемых в организациях в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет контроль за соблюдением
правил использования контрольно-кассовых
машин, полнотой учета выручки денежных
средств в организациях, обязанных использовать
контрольно-кассовые машины в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает в пределах своей компетенции
валютный контроль за соответствием проводимых
валютных операций законодательству Российской
Федерации, за исключением валютных операций
кредитных организаций, и наличием необходимых
для этого лицензий и разрешений;
- осуществляет в установленном порядке
лицензирование деятельности по производству
и обороту этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и обеспечивает
контроль за соблюдением условий указанной
деятельности;
- обеспечивает установку
и пломбирование в
- выступает в установленном порядке государственным
заказчиком по разработке нормативно-технической
документации по вопросам учета и контроля
производства, розлива, хранения и оптовой
продажи спиртсодержащей и алкогольной
продукции;
- организует в пределах своей компетенции
выполнение мероприятий по мобилизационной
подготовке и гражданской обороне в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает в соответствии с законодательством
Российской Федерации меры по созданию
информационных систем, автоматизированных
рабочих мест и других средств автоматизации
и компьютеризации работы налоговых органов;
- осуществляет иные функции, предусмотренные
федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами.
Данные задачи решаются в первую очередь
путем организации и проведения налогового
контроля.
Налоговый контроль - это важнейшее направление
финансового контроля, представляющее
собой деятельность обладающих соответствующей
компетенцией субъектов с использованием
специальных форм и методов, нацеленная
на создание совершенной системы налогообложения
и достижения такого уровня исполнительности
(налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков
и налоговых агентов, при котором исключаются
нарушения налогового законодательства].
В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового
кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения
налогового контроля, состав и соответствующая
компетенция органов, его осуществляющих,
виды проверок, процессуальный порядок
осуществления различных контрольных
действий и производство по делам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными
лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок (камеральные и выездные);
- получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли) и в других
формах.
Контролируемыми субъектами являются
налогоплательщики, плательщики сборов
и налоговые агенты.
Институт налоговых
агентов получил достаточно четкое
нормативное регулирование в
части первой Налогового кодекса
Российской Федерации. Причем п. 1 и 2 ст.
24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически
не действовали до введения части
второй НК РФ (ст. 5 Федерального закона
от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении
в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации").
Налоговыми агентами признаются лица,
на которых в соответствии с НК РФ возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). Из данного
определения следует, что налоговыми агентами
могут быть только физические и юридические
лица (ст. 11 НК РФ), но не обособленные подразделения
организаций. Этот вывод очень важен для
проведения налогового контроля и привлечения
к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 9 НК РФ налоговый агент признается
самостоятельным субъектом налоговый
отношений. И хотя организация (индивидуальный
предприниматель) может являться одновременно
налогоплательщиком и налоговым агентом,
необходимо четко разделять те правоотношения,
в которых организация (индивидуальный
предприниматель) выступает как налогоплательщик,
и в те, в которых она выступает как налоговый
агент. Налогоплательщиками (плательщиками
сборов) признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность уплачивать налоги
и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Главное и существенное отличие налогоплательщика
от налогового агента состоит в том, что
на налогоплательщике лежит обязанность
уплачивать налоги и сборы, а на налоговом
агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика
сумму налога, а также перечислять удержанный
налог в бюджет. Именно поэтому при толковании
норм необходимо исходить из того, что
положения НК РФ о налогоплательщиках
применяются к налоговым агентам только
при наличии прямого указания об этом.
Еще один важный вывод заключается в том,
что обязанности налогового агента являются
производными от обязанностей налогоплательщика,
т. е. они вторичны. Иными словами, если
у налогоплательщика не возникла обязанность
по уплате налога, то не могут появиться
обязанности и у налогового агента при
условии, что налоговый агент и налогоплательщик
разные лица.
Налоговые агенты имеют те же права, что
и налогоплательщики, т. е. пользуются
всеми правами, указанными в ст. 21 НК РФ,
а также иными правами, предусмотренными
для налогоплательщиков другими статьями
НК РФ. Обязанности налогоплательщиков,
установленные в ст. 23 НК РФ, не распространяются
на налоговых агентов в том смысле, что
действуя как налоговый агент, организация
(индивидуальный предприниматель) несет
обязанности налогового агента, а не налогоплательщика.